Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли пароль | Регистрация

Top 10 ICO projects

Летом 2014 года токены Ethereum стоили менее одного цента,
сегодня их цена около $800!


Barfin.club

ICO traveller

Компания
Общая информация
Крупные акционеры
Дочерние и зависимые общества
Описание рынка и риски
Финасовая отчетность
Бухгалтерский баланс: РСБУ
Прибыли и убытки: РСБУ
Финансовые показатели: РСБУ
на правах рекламы

Элара

Машиностроение / Приборостроение и промышленная электроника / Приборостроение и промышленная электроника

Описание рынка и риски

Рынок

Авиационная продукцияОсновными потребителями систем и комплексов авионики, производимыми эмитентом, являются отечественные производители летательных аппаратов. Прежде всего, это производители модификаций самолетов Су, МиГ, Як, Ил, Ту, и Бе-200, а также вертолетов фирм Камова и Миля. Соответственно, оценка рынков сбыта производится исходя из анализа рынков сбыта производителей летательных аппаратов, при этом следует учесть тот факт, что эмитент напрямую не выходит на зарубежные рынки. Поставка продукции на экспорт осуществляется либо в составе финальных объектов, либо через головных исполнителей контрактов в рамках ВТС. Участие в кооперации с исполнителями экспортных контрактов, обеспечивает предприятию не только возможность относительно стабильного существования, но и своевременное проведение модернизации производственных мощностей для целей минимизации затрат и освоения новых видов продукции, обеспечивающих диверсификацию продуктового портфеля и формирование задела для будущей производственной деятельности эмитента. Вследствие указанных причин эмитент, прогнозируя свою деятельность, придает важное значение анализу состояния зарубежных рынков сбыта боевой авиации.Благодаря тому что, широкая гамма модификаций самолетов марки "Су", позволяет перекрывать значительный спектр предложений - от относительно недорогих истребителей, по-прежнему сохраняющих высокий потенциал, до одних из наиболее продвинутых в мире истребителей поколения "4+" (Су-30МКИ и его вариации), а также благодаря успешной разработке новейшего многофункционально-го Су-35 и Су-50 (с ожидаемой постановкой на вооружения ВВС РФ) и предложению на экспорт фронтовых бомбардировщиков Су-34 позволят сохранить конкурентоспособность российских предложений в области тяжелых истребителей и, соответственно, обеспечить загрузку производственных мощностей эмитента, примерно до 2020 г. 1. Зарубежные рынки.За последнее время в лучшую сторону изменилась географическая структура поставок. До последнего времени 70-80% экспорта российского оружия приходилось на Китай и Индию. Теперь до 2010 г. появился третий полюс продаж - алжирский или даже северо-африканский, с учетом возможных поставок в Ливию. Возможна активизация поставок в регион ближнего и среднего востока. Речь может идти о Сирии и Иране. Так, иранские военачальники публично высказывали заинтересованность в приобретении двух типов перехватчиков - тяжелых российских Су-30 и легких китайских FC-1. Проанализировав грузинские события, иранские военные, возможно, попросят Россию поставить им дополнительную партию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25, принимая во внимание их роль в пятидневной войне. Кроме того, Ираном уже проводятся закупки продукции гражданского авиастроения. Сирия проявляет интерес к истребителям Су-30, МиГ-29СМТ и самолетам-перехватчикам МиГ-31Э. С учетом оживления контактов со странами Юго-Восточной Азии, в части Индонезии, прогнозируется также поставка Вьетнаму Су-30МК2 в количестве не менее 8 машин, а также заключение контракта на поставку истребителей в Венесуэлу и Ливию, а также с возможным заключением контрактов со странами Ближнего и Среднего востока, можно говорить о достижении приемлемой географической диверсификации экспорта самолетов.1.1. Индия.В Индии потребителями продукции "ЭЛАРА" являются ВВС (запасные части) и индийская Корпорация ХАЛ, осваивающая лицензионное производство самолетов Су-30МКИ. Кроме того, подписан контракт с Индией на модернизацию 66 МиГ-29 по стандартам МиГ-29СМТ. Эта сделка оценивается в сумму от 850 млн. до 1 млрд. долларов. В 2008 г. началась реализация контракта на лицензионную сборку дополнительной партии из 40 истребителей Су-30МКИ стоимостью более 1,5 млрд. долларов. Из них 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облетанными, 15 - полностью собранными, но не облетанными, а остальные 5 машин будут поставлены по второй фазе технологической готовности. На сегодняшний день Индия является единственным крупным покупателем продукции отечественного авиапрома, кроме того, подписано межправительственное соглашение о совместной разработке Россией и Индией перспективного многофункционального истребителя пятого поколения. Документ предусматривает равное финансирование и равный инженерный вклад в совместное создание самолета 5-го поколения. Этот проект может стать одной из крупнейших программ сотрудничества двух стран в сфере ВТС. Соглашение подписано в рамках 7-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В результате выполнения требований соглашения произойдет сближение технологической базы российского и индийского авиапрома, начиная от конструкторских разработок и заканчивая производственными технологиями.1.2. Китай.В КНР авиационную продукцию ОАО "ЭЛАРА" потребляли: Всекитайская корпорация авиационной промышленности (авиационные изделия для лицензионного производства самолетов Су-27СК в Китае) и национально-освободительная Армия Китая НОАК (комплектующие авиационные изделия, потребляемые в качестве запасных частей для поддержания эксплуатации парка самолетов Су-27 и Су-30МКК.). На сегодняшний день КНР приостановила закупки авиационной техники у РФ, что объясняется как освоением собственного производства, так и отсутствием предложения более современных, с точки зрения китайского руководства, машин.По состоянию на сегодняшний день, в связи намерениями руководства КНР развивать авианосные соединения, уже несколько лет ведутся бесплодные переговоры о закупке в РФ усовершенствованной версии палубного Су-33. Проблема в том, что Китай готов купить не более 12 истребителей, надеясь их скопировать, а восстановление производства Су-33 в Комсомольске-на-Амуре имеет смысл при заказе не менее 48 машин. Имеются сведения об удачных испытаниях в КНР палубного двухмоторного истребителя. В целом по линии ВТС с КНР имеются долгосрочные контракты только на поставку двигателей, которые используются в том числе и для установки на истребители местной разработки, напрямую конкурирующие с отечественными истребителями на рынках третьих стран. Можно с достаточно большой определенностью констатировать что, КНР из потребителя продукции отечественной авиапромышленности, превратился в самостоятельного производителя и конкурента отечественного ВПК на рынках стран третьего мира. В текущем портфеле заказов на 2009 с КНР связана только поставкой оборудования для вертолетов Ка-31РЛД и запасных частей к ранее поставленной авиационной технике.1.3. Индонезия.В рамках ссуды, выделяемой Россией Индонезии, предполагалась закупка трех истребителей Су-30МК2 и трех Су-27СКМ. Заказанные истребители Су-30МК2 уже поставлены в Индонезию, а поставка Су-27СКМ на сегодняшний момент отложена на 2010 год. Кроме Су-30МК2, на вооружении ВВС Индонезии состоят два Су-30МК и два Су-27СК, которые были заказаны ранее.1.4. Алжир.По условиям заключенных контрактов Алжиру планировалось поставить са-молеты МиГ-29СМТ, Су-30МКА и Як-130 на сумму 3,5 млрд. долларов. Поставки должны были быть осуществлены в течение четырех лет. К сожалению, из-за возникших у алжирской стороны претензий к качеству поставленных МиГ-29СМТ, все поставленные машины были возвращены в Россию, где были переданы в ВВС РФ. Есть предположения, что в качестве возможной замены вместо возвращенных МиГ-29, будут поставлены самолеты Су-30МКА или Су-35.2. Внутрироссийский рынок. Внутренними потребителями авиационной продукции ОАО "ЭЛАРА" являются:· авиационные самолетостроительные объединения, производящие военные самолеты марки "Су": КнААПО г. Комсомольск-на-Амуре, НПК "Иркут" г. Иркутск, НАПО г. Новосибирск. Приобретают, как правило, готовые авиационные комплексы и системы для сборки самолетов (ПНК-10ПУ-02, СДУ-10, САУ-10) и иногда блоки из состава вышеперечисленных изделий россыпью в качестве техаптечки для обеспечения послепродажного обслуживания самолетов;· авиационные самолетостроительные заводы, производящие гражданские самолеты: "Авиастар-СП" г. Ульяновск, "Авиакор" г. Самара, ВАСО г. Воронеж, КАПО г. Казань, ТАНТК им. Бериева г. Таганрог, Смоленский авиазавод, Саратовский авиазавод. Приобретают в основном авиационные блоки контроля БКК-18, СНП-1, СПО-4, СПО-9, датчики ДПР-44, ДПР-45-01. Лишь ОАО НПК "Иркут" покупает систему ЭДСУ-200 для самолета-амфибии Бе-200;· авиационные вертолетостроительные заводы: КВЗ г. Казань, "Роствертол" г. Ростов-на-Дону, КумАПП г. Кумертау, У-УАЗ г. Улан-Удэ, ААЗ "Прогресс" г. Арсеньев. Приобретают авиационные блоки контроля БКК-18, СНП-1, СПО-4, СПО-9, датчики ДПР-45-01;· эксплуатанты авиационной техники (аэропорты и авиакомпании). Приобретают авиационные блоки контроля БКК-18, СНП-1, СПО-4, СПО-9, пульты проверки ПН-8, ПАП-32, ПАП-33 для организации ремонта и сервисного обслуживания эксплуатируемой авиатехники;· авиаремонтные заводы (АРЗ) Министерства обороны РФ. Приобретают блоки россыпью для проведения плановых средних и капитальных ремонтов самолетов ВВС России;· предприятия-разработчики авиационной продукции: РПКБ г. Раменское, МНПК "Авионика" г. Москва, "Аэроприбор-Восход" г. Москва, ОКБ "Сухого", АНПП "Темп-Авиа" г. Арзамас. Они потребляют две группы изделий: а) опытные образцы продукции, изготовленные по разрабатываемой ими документации;б) блоки для комплектования и самостоятельного выпуска финальных комплексов своей разработки;· предприятия авиаприборостроения: РПЗ г. Раменское, ПНППК г. Пермь и др. Они потребляют электронные модули, печатные платы, микросборки для обеспечения потребностей собственного производства продукции спецназначения. Гражданская продукцияНиже отражены основные характеристики и тенденции развития рынков ГП, на которых работает ОАО "ЭЛАРА". Указываются факторы и условия, влияющие на деятельность предприятия, а также планируемые действия по уменьшению влияния негативных факторов. Навигационная и транспортная автоматикаНегативными последствиями экономического кризиса 90-х годов (снижения объема перевозок и резкого сокращения закупок техники) стали высокий уровень износа (более 70%) и выбытия (около 30%) основных фондов предприятий железнодорожного машиностроения России. По данным ОАО "РЖД" к настоящему времени средний износ российского подвижного состава составляет около 70%, а по некоторым видам локомотивов достигает 90%. К 2010 г. выработают срок службы и должны быть списаны от 50% до 90% (в зависимости от типа) всего подвижного состава.Помимо количественного дефицита вагонов и локомотивов, существует проблема технологического отставания - выпускаемая в настоящее время техника основана на технологиях 60-70-х годов. Отечественные разработки последних лет отстают от западных аналогов и не могут быть отнесены к технике нового поколения, поскольку технические решения, заложенные в их основу, во многом устарели. Сегодня эту проблему решают Институты совместно с производителями.Вследствие негативных тенденций в экономике и спада промышленного производства, по решению правительства в 2009 году были существенно сокращены темпы роста грузовых тарифов, размеры субсидий и компенсаций убытков от пассажирских перевозок и социальной составляющей. Кроме того, с августа 2008 года произошел существенный спад объемов грузоперевозок, что не могло не сказаться на финансовом обеспечении деятельности ОАО "РЖД". В связи с этим инвестиционная программа ОАО "РЖД" в 2009 году сокращена на 40 процентов. В результате чего, по всем типам вагоностроения и локомотивостроения в 2009 году сокращены объемы производства от 40 до 70 процентов. Выход на объемы докризисного 2008 года прогнозируется в течение долгих 3-5-ти лет, после восстановления промышленности и роста грузоперевозок. Рынок железнодорожного машиностроения России имеет значительный потенциал роста вследствие растущих потребностей ОАО "РЖД", а также активно развивающихся независимых частных операторов. Основные направления развития транспортного машиностроения определены Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года, напрямую увязанной с принятой Правительством Российской Федерации Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.Суммарные объемы финансирования мероприятий по реализации "Стратегии развития транспортного машиностроения России на период до 2015 года" в части финансирования НИОКР в области транспортного машиностроения составляют 2,5 млрд. рублей в период с 2009 по 2011 годы. Правительство РФ в середине декабря одобрило инвестпрограмму на 2010 год в размере 270,5 млрд. рублей. Инвестпрограмма 2009 года составила ориентировочно 260 млрд. рублей.В 2009 г. ОАО "РЖД" сократила перевозки на 15% до 1,1 млрд. по сравнению с 2008 г. При этом, в декабре объем перевозок вырос на 11,4% по сравнению с годом ранее. В начале 2009 г. РЖД прогнозировала, что падение перевозок составит 19%. Объем продаж по направлению навигационной и транспортной автоматики за 4 квартал 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 58,4%.Банковское терминальное оборудование Рынок терминального оборудования в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся в мире.Рост рынка платежных автоматов происходит за счет отечественного производства, что нехарактерно для общего рынка банковского оборудования, который в основном поделен между несколькими зарубежными производителями. Развитие отечественное производство получило за счет прихода в эту область производителей игровых автоматов, после ужесточения законодательства в сфере игорного бизнеса.По оценкам экспертов, в России сейчас порядка 200 000 платежных терминалов. Несмотря на кризис, большинство экспертов прогнозируют рост рынка (от 13 до 20%). Основные тенденции рынка: - рост доли "несотовых" платежей, - рост суммы среднего платежа, - расширение спектра платежей и услуг, - рост доли платежей через терминалы. Спрос на данную продукцию наблюдается со стороны финансовых учреждений услуг по приему счетов за телефонные переговоры, оплаты коммунальных услуг, погашению кредиторской задолженности. Также наиболее перспективным направлением развития рынка является автоматизация процесса выдачи авиа, ж/д билетов. Крупнейший банк РФ - Сбербанк России в последние годы также активно расширяет свою терминальную сеть. Развитие сетей самообслуживания является стратегической задачей банка на ближайшие пять-семь лет. Дополнительно, из основных событий рынка можно выделить принятие закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", который обязывает всех владельцев небанковских терминалов оснастить их контрольно-кассовой техникой к 2011 году. Эксплуатация аппаратов, которые фирмы не успеют оснастить фискальной памятью, будет запрещена.В настоящее время российские авиакомпании проводят большую работу по автоматизации услуг по регистрации пассажиров самолетов. В связи с этим возникает потребность в стойках самостоятельной регистрации на рейс, внедрение которых позволяет упростить процедуру регистрации, сократить очереди в аэропортах и повысить эффективность внутреннего пространства в аэропортах. На сегодняшний день к внедрению данного оборудования готово лишь 20% мировых авиакомпаний. Соответственно начало развития данного сегмента в России возможно в ближайшие 2-4 года после выхода российских авиакомпаний из топливного кризиса.ОАО "РЖД" с 2007 г. также реализует проект по созданию всероссийской сети автоматизированных электронных киосков по продаже билетов. В проекте задействованы несколько департаментов - РЖД, ВНИИЖТ, ТрансКредитБанк. По расчетам экономия на приобретении 1 билета составит 6-9$, что позволит окупить проект за максимально короткие сроки.Объем продаж банковского терминального оборудования производства ОАО "ЭЛАРА" за 4 квартал 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 40,0%. Промышленная электроника Очевидно, что российский рынок АСУ ТП ещё далёк от насыщения. Многие отечественные предприятия и даже целые отрасли ещё только возрождаются. Наиболее широкое внедрение АСУ ТП, более частая их востребованность, наблюдается в развитых богатых отраслях. Речь идёт о нефтяной и газовой промышленности, химии и нефтехимии, металлургии, энергетике, транспорте, телекоммуникациях. Системы автоматизации начали проникать в такие сферы, как управление дорожным движением, производство продуктов питания и комбикормов, машиностроение, строительная индустрия и другие. Отдельное направление их применения составляет военная и космическая техника, где системы автоматизации используются в качестве встроенных средств контроля и управления.Развитие энергетической отрасли, а также макроэкономические показатели являются важнейшими факторами, влияющими на развитие рынка АСУ ТП. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. В настоящее время доля ТЭК в объеме промышленного производства России достигает почти 30%, в объеме ВВП - 20%. Топливно-энергетическая сфера в условиях России является важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности общества, его социально-экономического благополучия.Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:- высокая степень износа основных фондов;- высокая нагрузка на окружающую среду;- высокая аварийность оборудования и т.д.На сегодняшний день, износ основных фондов в среднем составляет 70%. Отчеты, подготовленные специалистами РАО "ЕЭС", показывали износ по некоторым станциям 100%. Выбывание мощностей действующих электростанций до 2020 года должно составить 20-30 ГВт, в случае, если будут производиться все необходимые работы по продлению паркового ресурса оборудования. 20ГВт - это около 10% сегодняшних мощностей, примерно 80 энергоблоков. При недостаточном уровне мер по повышению надежности, показатель выхода из строя достигнет 49,5 ГВт, то есть около 170 энергоблоков.Завершившееся в июле 2008 года реформа ОАО "РАО ЕЭС России" стала буксовать. Предполагалось, что с 2008 года компании под контролем государства займутся строительством электростанций, однако в последние несколько месяцев идет спор энергетиков и правительства о пересмотре параметров инвестпрограмм. На сегодняшний день план строительства электростанций выполняется всего на 30-40%. Вместе с тем, стоит отметить, что, не смотря на резкое снижение потребления электроэнергии в 2009 году, эксперты в ближайшие годы прогнозируют увеличение потребности в мощности и даже дефицит. В связи с этим, можно с большей долей вероятности предполагать, что в последующие годы объем производства будет неизменно расти.Объем продаж изделий промэлектроники производства ОАО "ЭЛАРА" за 4 квартал 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 65,2%. Автоэлектроника2009 год был тяжелым для российского автопрома. Общее производство автомобилей в России по итогам прошедшего года составило 723 224 штук. По сравнению с январем-декабрем 2008 года выпуск автомобильной техники сократился на 59,7%. По прогнозам аналитиков в 2010 году рост автомобильного рынка при благоприятных условиях составит не более 10-15% к уровню 2009 года. Дальнейшее восстановление авторынка России во многом зависит от экономической ситуации в стране и мер, которые будет предпринимать правительство для поддержки спроса на автомобили. С одной стороны, в России растет безработица, снижаются реальные доходы населения, практически обвалился рынок автокредитования, и потребители испытывают неуверенность в завтрашнем дне. Однако с другой, по уровню автомобилизации Россия по-прежнему отстает от большинства развитых стран.Несмотря на снижение объемов продаж и производства, которое наблюдается в последнее время, эксперты по-прежнему оценивают долгосрочные перспективы развития российской автомобильной промышленности как благоприятные и считают, что период 2009 - 2010 г.г. станет для российского автомобильного рынка чрезвычайно важным этапом, который будет характеризоваться созданием новых конкурентных условий в отрасли. Перед бизнесом стоят сложные задачи, но вместе с тем открываются и новые возможности.2009 году государство выделило на поддержку российской автомобильной промышленности в общей сложности 101,9 млрд. рублей. Эта сумма включает в себя 42,5 млрд. рублей, выделенные на госзакупки автомобилей, а также госгарантии на 29,4 млрд. рублей (19,8 млрд. рублей - "Группе ГАЗ", 4,6 млрд. - "КамАЗу", 5 млрд. рублей - Sollers). Кроме того, государство выделило ссуду на 25 млрд. рублей компании "АвтоВАЗ". Также правительство запустило программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.В 2010 году на поддержку российского автопрома планируется направить 33,5 млрд. рублей. Более 10 млрд. рублей будет потрачено на реализацию программы по утилизации автомобилей, еще 20 млрд. - на закупку машин для госорганов. Остальные средства направят на продление программы по льготному кредитованию. Объем продаж изделий автоэлектроники производства ОАО "ЭЛАРА" за 4 квартал 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 102,9%.Контрактное производство электроники (КПЭ)Контрактное производство электроники в России испытывает не только количественные, но и качественные изменения. Качественный рост обеспечивает неослабевающее давление заказчиков, которые тщательно отслеживают ситуацию на рынке, ужесточая требования по снижению себестоимости, сокращению сроков, повышению качества. И это давление не позволяет производителям стоять на месте, вынуждая их конкурировать.По оценкам, объем контрактного производства электроники в России для зарубежных заказчиков составляет около 180 млн. долл. Это рынок, на котором доминируют предприятия-резиденты Калининградской особой экономической зоны. Располагая освобождением от уплаты таможенных пошлин на комплектующие, и рядом налоговых льгот, они обеспечивают своим клиентам, крупнейшим мировым производителям бытовой электроники (Sony, Philips, Samsung и т.д.) исключительные возможности для снижения стоимости их продукции на российском рынке.На фоне экономического кризиса, все компании проводят значительное сокращение расходов. Главным образом сокращения касаются производственных расходов - закрытие или продажа нерентабельных производств, сокращение объемов производства, рабочего дня, сокращение персонала, сокращение или приостановка инвестиций в новое оборудование. Компании стремятся сузить направления разработок, оставляя только те, где можно претендовать на лидерство. Сегодня отношение государства к частному инновационному бизнесу меняется. Показательным является тот факт, что Минпромторг заказал Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП), объединяющей частные компании, разработку Стратегии развития отрасли с целевой установкой добиться увеличения доли российских компаний на российском рынке электроники до 50% при значительном увеличении экспорта высокотехнологичной продукции. Для развития российского рынка контрактного производства благоприятствуют следующие факторы: - расширение Евросоюза приведет к удорожанию контрактного производства в странах Восточной Европы;- поддержка Правительства России - утверждена стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года, в том числе: программа "Развитие электронной компонентной базы на 2007-2011 г.г.", ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 г.г.", ФЦП "Развитие электронной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 г.г.".Так же существует необходимость в смягчении таможенной политики в отношении импортируемых комплектующих. Смягчение таможенных пошлин будет значительно способствовать созданию новых и развитию уже существующих производств. Объем продаж изделий контрактного производства электроники ОАО "ЭЛАРА" за 4 квартал 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 64,5%.

Негативные факторы

Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции и возможные действия эмитента указаны в информации "Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность" (см. выше).

Инвестиционные риски

Политика эмитента в области управления рисками направлена на достижение и поддержание определенных уровней рисков, и уменьшение неблагоприятного воздействия рисков на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Политика эмитента в области качества также позволяет в определенной мере контролировать и своевременно управлять рисками. Способствует этому и достижение таких целей в области качества, как:- ежегодное проведение исследования удовлетворенности потребителей и поддержание удовлетворенности потребителей не менее 4.0 баллов;- обеспечение соответствия системы менеджмента качества предприятия требованиям ИСО 9001:2000, ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и стандартов СРПП ВТ;- внедрение и применение требований ГОСТ РВ 15.002-2003 (при производстве изделий по заказам МО), ИСО/ТУ 16949:2002 (при производстве автомобильных компонентов), IRIS (при производстве изделий железнодорожной тематики);- обеспечение выполнения в установленные сроки договоров по выполнению поставок МО - 100%, договоров по выполнению поставок спецтехники - не менее чем 95%, договоров по выполнению поставок гражданской продукции - не менее чем 95%;- ежегодное повышение профессионального уровня не менее 20% персонала и пр.Политика эмитента в области управления рисками основана на следующих принципах:1. Управление рисками подчинено целям стратегического планирования.2. Ожидаемые экономический выгоды от принятия рисков должны превышать ожидаемые экономические выгоды от отказа принять эти риски.3. Приемлемый уровень риска должен быть ниже, чем это может позволить собственный капитал.4. Избыточное покрытие рисков предпочтительнее недостаточного покрытия.5. Прогнозные убытки должны оцениваться по пессимистическому сценарию.Управление рисками состоит из следующих этапов:а) выявление факторов риска;б) оценка риска;в) выбор методов управления рисками.

Отраслевые риски

Авиационная продукция Долгосрочная конкурентоспособность на мировом рынке как российской авиастроительной отрасли в целом, так и эмитента в частности, тесно связана с наличием разработок, отвечающим последним требованиям к самолетам военной и гражданской авиации. Запаздывание российского авиапрома по направлениям создания военного самолета пятого поколения и гражданских воздушных судов, а также наличие реально существующих разработок у ведущих мировых компаний может в будущем резко ухудшить позиции российского авиапрома как на мировом, так и на внутреннем рынке. Одним из критических обстоятельств как для Эмитента, так и для большинства компаний российской авиационной промышленности, является технологическое запаздывание в развитии. Резкое сокращение вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на фоне общеэкономического кризиса начала 90-х гг. не могло не сказаться на состоянии отрасли в целом и ОАО "ЭЛАРА" в частности. Недофинансирование отрасли, характеризующейся высокой капиталоёмкостью, связанной как с большой длительностью циклов разработки и освоения новой продукции, так и с необходимостью содержания испытательной базы, и требующей стабильного финансирования новейших разработок, постоянного совершенствования технологий и поиска новых конструкторских решений, привело к тому, что Российская Федерация стоит перед угрозой потери конкурентных преимуществ. Кроме того, остро стоит вопрос с наличием удовлетворяющей современным требованиям отечественной элементной базы, что в первую очередь сказывается на разработках и производстве бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для летательных аппаратов поставляемых для нужд МО РФ. Отсутствие же, конкурентоспособных образцов на вооружении отечественных вооруженных сил не способствует продвижению соответствующей продукции на внешних рынках. В такой ситуации Россия, если ей не удастся запустить в ближайшие несколь-ко лет серийное производство истребителя нового поколения, может потерять внешние рынки сбыта, так как спрос на самолеты поколения "4+", экспортируемые отечественными производителями, может начать постепенно смещаться в сторону самолетов 5-го поколения. Критическим является выход на рынок продавцов ис-требителей новых игроков, освоивших собственное производство летательных аппаратов. Этому немало способствовал развал кооперационных связей с предприятиями авиапрома, находящимися в бывших республиках СССР, привел как к пе-редаче критически важных технологий третьим странам, так и их самостоятельно-му выходу на рынок, ранее принадлежащий СССР. Показательным примером является Китай, сумевший освоить самостоятельный выпуск истребителей четверто-го поколения, с ТТХ соответствующими отечественным Су-27, активно продвигающий свою продукцию в странах Африки и Латинской Америки. При этом продукция китайского авиапрома становится все более доступной и привлекательной, не только из-за цены, но и потому что Пекин соглашается на бартерные сделки, ме-няя оборонную продукцию на нефть, минеральные ресурсы и даже квоты на вылов рыбы в территориальных водах своих партнеров. Также, в связи с постановкой на вооружение ВВС США и их союзниками са-молетов 5-го поколения, в ближайшие пятьдесять лет ожидается предложение по достаточно низким ценам бывших в употреблении боевых самолетов, находящихся в той же рыночной нише, что и поставляемые РФ на внешний рынок боевые машины. Перспективным для эмитента является возможное участие в работах связанных с модернизацией БРЭО летательных аппаратов эксплуатирующихся в различных регионах мира. Однако этот сегмент может быть потерян, прежде всего, из-за зависимости потенциальных заказчиков от политических факторов, связанных с их участием в военно-политических союзах с США и НАТО. Как следствие модернизация БРЭО возможно будет проводиться силами западных корпораций или под их непосредственным контролем, при этом отечественные предприятия соответствующего профиля могут быть допущены к модернизации только на условиях кооперации. Долгосрочная стратегия, принятая в отечественном авиапроме, предусматривает проведение мероприятий, направленных на выравнивание соотношения объемов выпускаемой гражданской и военной продукции, на диверсификацию продуктового ряда, в т.ч. за счет увеличения доли гражданских проектов в портфеле заказов компании, основной составляющей которых в настоящий момент являются контракты на поставку военной авиации и оборудования. Реализуется программа интеграции в мировую авиастроительную отрасль, расширяется сотрудничества с западными партнерами в области проектирования, разработки, а также изготовле-ния деталей и компонентов для авиационной техники. В связи с тем, что внедрение инноваций и реструктуризация производства в данной сфере связаны с необходи-мостью осуществления значительных капитальных вложений, отвлечение большого количества финансовых средств на реализацию указанных программ может повлечь сокращение прибыли. Возможное повышение цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в сво-ей деятельности, приведет к снижению рентабельности производимой продукции для внутреннего рынка и почти не окажет влияния на продукцию для внешнего рынка.Возможное изменение цен на производимую эмитентом продукцию может произойти только в сторону повышения, что положительно скажется на исполнении обязательств по ценным бумагам. Для сохранения конкурентоспособности продукции, производимой Эмитентом, его деятельность направлена на дальнейшую диверсификацию производства, разработку продукции гражданского и двойного назначения и увеличение доли гражданской продукции в выручке компании, участие в совместных проектах с ведущими зарубежными производителями электронного оборудования.Гражданская продукцияРиски возникли во всех отраслях промышленности в связи со сложившейся экономической ситуацией, которую повлек за собой мировой финансовый кризис. В результате произошло снижению спроса на всю продукцию. Простаивают конвейера крупнейших автозаводов, происходит снижение инвестиционных программ, снижаются объемы заказов.Риски связаны со сложившейся ситуацией в области высоких технологий, в т.ч. электронной отрасли.Мировой рынок контрактного производства электроники отличается высокой конкурентной борьбой, на котором лидерами являются производители Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии (ЮВА). Существуют весомые факторы, ограничивающие потенциал роста рынка:· мировой финансовый кризис, который приведет к снижению спроса на изделия электроники, и тем самым повысит конкуренцию между производителями;· низкая производительность и низкая культура труда;· таможенная политика, при которой пошлины на импорт конечной продукции ниже пошлин на импорт комплектующих для ее производства;· слаборазвитая транспортная инфраструктура;· недостаточная известность российских контрактных производителей на зарубежных рынках и среди отраслевых заказчиков.Для сохранения конкурентоспособности продукции, производимой ОАО "ЭЛАРА", его деятельность направлена на дальнейшую диверсификацию производства, разработку продукции гражданского назначения и увеличение доли гражданской продукции в выручке компании, участие в совместных проектах с ведущими зарубежными производителями электронного оборудования.

Региональные риски

Авиационная продукцияВнешние политические риски. Деятельность Эмитента связана с поставкой авионики для самолетов воен-ной и гражданской авиации, поставляемых преимущественно иностранным потре-бителям. При этом, около 70% выручки Эмитента приходится на продажу авионики для военной техники и комплектующих к ней. Сфера торговли вооружением под-лежит строгому государственному регулированию и контролю, причем не только со стороны страны-поставщика и страны-импортера, но и со стороны международных организаций. Поэтому, заключение контрактов на поставку военной техники напря-мую зависит как от дипломатических отношений между Российской Федерацией и странами - потенциальными покупателями, так и от геополитической ситуации в мире. В настоящее время основными заказчиками продукции отечественного авиа-прома являются страны Азиатско-Тихоокенского региона, ряд стран Латинской Америки, Северной Африки и ближнего Востока. Существует определенный риск ухудшения политической ситуации в вышеуказанных регионах, что может повлечь различные неблагоприятные последствия вплоть до применения международных санкций (например, в форме запрета на поставку военной техники в отдельные го-сударства), что, в свою очередь, может послужить причиной невыполнения обяза-тельств из договоров и сокращения объема портфеля заказов. Этот риск усилива-ется высокой зависимостью Эмитента от довольно ограниченного числа потреби-телей. Уровень данного риска может быть понижен благодаря заключению дого-воров на поставку новых самолетов для Министерства Обороны РФ.Внутренние политические риски РФ Важным фактором, который может оказать непосредственное влияние на фи-нансовые результаты деятельности предприятия, является политика государства в области военных расходов. Несмотря на то, что Россия стабильно входит в десят-ку стран-лидеров по расходам на вооружение, внутренние заказы на военно-воздушную технику сводятся, как правило, к модернизации уже существующего парка, а не на закупку новых современных истребителей. Таким образом, около 60% своей выручки Эмитент получает за счет участия в экспортных контрактах. В то же время, практически все мировые лидеры производства военно-воздушной техники извлекают значительную часть своей выручки именно из внутренних зака-зов. Также, отсутствие на вооружении ВВС Российской Федерации продукции, предлагаемой к экспорту, для многих стран является препятствием для рассмотре-ния её в тендере в качестве претендента на поставку, что может ограничивать экс-портный потенциал этой продукции. Другим важным обстоятельством является значительная роль государства в процедуре заключения и исполнения контрактов на поставку военной авиационной техники. В связи с этим возникает высокая зависимость компании от государствен-ных органов. Кроме того, к рискам, связанным с политической и экономической си-туацией в России и ее регионах можно отнести кардинальные изменения в полити-ческом строе, экономический дефолт. Реально можно опасаться усиления конку-рентной борьбы между предприятиями отрасли за право быть головным исполни-телем экспортных контрактов на поставку авиатехники и перераспределения работ между предприятиями контролируемыми авиаприборостроительной госкорпораци-ей. Это может привести к изменению направления финансовых потоков и, в целом, к снижению макроэкономических показателей предприятия. Для минимизации рисков, связанных с государственным контролем и регули-рованием в области производства и продажи военной авиатехники, стратегия Эми-тента направлена на дальнейшую диверсификацию производства, разработку про-дукции гражданского и двойного назначения и увеличение доли гражданской про-дукции в выручке компании. Кроме того, во избежание отрицательных последствий изменения политической и экономической ситуации эмитент намерен активно при-нимать участие в формировании государственной авиаприборостроительной кор-порации. Региональные риски К факторам регионального риска, могущих оказать непосредственное влия-ние на финансовые результаты деятельности компании, для предприятия можно отнести политику региональных властей в области налогообложения и представ-ления интересов промышленных предприятий региона на федеративном уровне. С учетом того, что эмитент является одним из крупнейших налогоплательщиков Чу-вашской республики, что в условиях продолжающегося финансового кризиса и уменьшения налоговых поступлений от других крупнейших налогоплательщиков республики, в связи с обвальным сокращением производства, региональные вла-сти крайне заинтересованы в том, чтобы предприятие, являющееся, кроме того и работодателем для выпускников местных учебных заведений, оставалось и даль-ше успешным хозяйствующим субъектом, осуществляющим производственную и инновационную деятельность на территории республики. Гражданская продукция В 2008 году произошел финансовый кризис, возникла проблема денежной ликвидности. В результате изменения политики ряда ведущих государств обострилась проблема инфляции, которая сегодня присутствует в повышенном объеме практически во всех отраслях экономики. Россия тоже испытала на себе определенные проблемы, связанные с текущей экономической ситуацией. В настоящий момент вся политика правительства направлена на то, чтобы обуздать инфляцию. Инфляция в России в октябре была нулевой, в ноябре составила 0,3%, в декабре - 0,4%. За 2009 год составила 8,8%. Значение инфляции за год является историческим минимумом с 1991 года.Минэкономразвития РФ в декабре объявило официальный прогноз по инфляции в 2010 году в пределах 6,5-7,5%. В 2011 году инфляция прогнозируется на уровне 7-8%, в 2012 году - 5-7%. Ключевым фактором, влияющим на замедление инфляции, является падение платежеспособного спроса, вызывающее превышение товарной массы над реально располагаемыми денежными доходами. Объем промышленного производства в России в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 10,8%. При этом промпроизводство в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года выросло на 2,7%, в ноябре 2009 года по сравнению с ноябрем 2008 года выросло на 1,5%, в октябре 2009 г промышленное производство сократилось на 11,2 % по сравнению с октябрем 2008 г. Эксперты объясняют снижение фронтальным спадом, отмеченным практически во всех отраслях отечественной экономики.Главными причинами падения ВВП в России считаются обвал цен на нефть и металлы на мировом рынке, а также сокращение кредитования из-за дефицита ликвидности у банков. Падение ВВП в 4-м квартале 2009 г составило 5,6 % к 4-му кварталу 2008 г., но по отношению к третьему кварталу произошел рост на 2%.Изделия ОАО "ЭЛАРА" используются в самолетах, поездах, автомобилях, поэтому секвестирование бюджета министерства обороны в части закупки новой техники, сокращение объемов перевозок РЖД, а также падение объемов производства в автопроме неизбежно привели к снижению заказов. Тем не менее, заказы на предприятии есть, продолжаются работы со всеми партнерами.

Финансовые риски

Финансовое состояние ОАО "ЭЛАРА" подвержено риску, связанному с изменением курса обмена иностранной валюты, в частности снижения курса доллара США, что обусловлено спецификой расчетов по основным контрактам предприятия. Снижение курса ин. валюты отрицательно скажется на выручке, и соответственно на прибыли предприятия. Предполагаемые действия ОАО "ЭЛАРА" - жесткое закрепление курса рубля на определенной величине при расчетах с покупателями продукции и соответственно отказ от плавающего курса при расчетах с поставщиками комплектации и материалов. Как вариант - страхование указанных рисков в страховой компании. Повышение инфляции, и как следствие повышение расходов предприятия отрицательно скажется на чистой прибыли, и соответственно потребует сокращения дивидендов акционерам. Антикризисные меры - сокращение расходов предприятия.

Правовые риски

Отсутствуют.

Риски деятельности

Риски, связанные с:- текущими судебными процессами с участием эмитента - отсутствуют;- отсутствием возможности продлить действие лицензии эмитента на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы) - маловероятны;- возможной ответственностью эмитента по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ - возможны, в связи с тем, что эмитент является управляющей организацией ОАО "МНПК "Авионика";- возможной потерей потребителей - имеются в связи с финансовым кризисом: снижены объемы заказов ОАО "РЖД", ОАО "КАМАЗ".

Деятельность

Авиационная продукцияОбщая оценка результатов деятельности Эмитента в данной отрасли: удовлетворительная.Основные тенденции развития отрасли экономики, в которой Эмитент осуществляет основную деятельность, за 5 последних завершенных финансо-вых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если Эмитент осуще-ствляет свою деятельность менее 5 лет: доминирующей тенденцией развития за последние 5 лет является вопрос устойчивого развития и расширения производства в условиях зна-чительных рисков хозяйственной деятельности.Основные факторы, оказывающие влияние на состояние отрасли: высокие риски осуществления хозяйственной деятельности и высо-кая конкуренция со стороны других участников хозяйственной деятель-ности. Оценка соответствия результатов деятельности Эмитента тенден-циям развития отрасли: в целом соответствует. Причины, обосновывающие полученные результаты деятельности (удовлетворительные и неудовлетворительные, по мнению Эмитента, результаты): Результаты деятельности удовлетворительные. За отчетный пе-риод Эмитент успешно преодолел действие всех отрицательных факто-ров. Факторы и условия, влияющие на деятельность Эмитента: работы по уменьшению себестоимости продукции. Результаты такой деятельности: увеличение доходов, активов, увеличение прибыли. Прогноз в отношении продолжительности действия указанных факторов и условий: сохраняются средние риски осуществления хозяйственной дея-тельности. Действия, предпринимаемые Эмитентом, и действия, которые Эмитент планирует предпринять в будущем для эффективного использования данных факторов и условий:работы по уменьшению себестоимости. Способы, применяемые Эмитентом, и способы, которые Эмитент плани-рует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность Эмитента: проведение активной маркетинговой политики. Существенные события/факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения Эмитентом в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, а также вероятность наступления таких со-бытий (возникновения факторов): анализ не проводился в связи с низкой вероятностью наступления таких факторов. Существенные события/факторы, которые могут улучшить результаты деятельности Эмитента: Увеличение объема работ по гражданской тематике.вероятность их наступления: в целом соответствует запланированным показателям.продолжительность их действия: перманентна.Гражданская продукцияИндекс промышленного производства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 89,2%, в 4 квартале 2009 г. по сравнению с 4 кварталом 2008 г. составил 97,4%. Индекс обрабатывающих производств в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 84,0%, в 4 квартале 2009 г. по сравнению с 4 кварталом 2008 г. составил 93,5%, в т.ч. по основным видам обрабатывающих производств:Ё производство машин и оборудования - 71,6% и 79,7% соответственно,Ё производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 68,4% и 81,6% соответственно,Ё производство транспортных средств и оборудования - 62,0% и 71,9% соответственно. По отдельным видам машин и оборудования индекс производства за 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил: электровозы магистральные - 89,6%, тепловозы магистральные - 71,4%, тракторы на гусеничном ходу - 24,5%, автобусы - 53,4%, легковые автомобили - 40,6%, грузовые автомобили - 35,7%, счетчики электрические однофазные - 96,0%. Общая ситуация в экономике отразилась на результатах деятельности предприятия. Объем продаж гражданской продукции за 4 квартал 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 63,6% (объем продаж за 4 квартал 2009 г. составил 159 млн. руб. без НДС).В структуру продаж ГП в настоящее время входят следующие направления:1. Железнодорожная электроника и автоматика.2. Банковское терминальное оборудование.3. Промышленная электроника.4. Автомобильная электроника.5. Навигационная автоматика.6. Контрактное производство электроники (печатные платы, монтаж радиоэлементов, изготовление изделий "под ключ").Большая часть гражданской продукции имеет применение на рынке машиностроения в качестве комплектующих для изготовления конечных изделий - автомобилей, электропоездов, тепловозов, систем управления энергообъектами и т.д. (автомобильная электроника, навигационная и железнодорожная автоматика, контрактное производство). Часть продукции применяется на конечных рынках - энергетика, информационные технологии, банки и финансовые учреждения, транспорт. Динамика объемов продаж за 4 квартал 2008 г. и 4 квартал 2009 г. в млн. руб. без НДС по направлениям выглядит следующим образом: Направление ГП 4 квартал 2008 г. 4 квартал 2009 г. % вып.Навигационно-транспортная автоматика 125 73 58,4Банковское оборудование 35 14 40,0Промышленная электроника 23 15 65,2Автомобильная электроника 35 36 102,9Контрактное производство электроники 31 20 64,5Прочее 1 1 100,0Итого: 250 159 63,6 Снижение произошло по причине уменьшения объемов со стороны заказчиков, отсутствия денежных средств у заказчиков, снижения инвестиционной программы ОАО "РЖД".В целях улучшения ситуации ОАО "ЭЛАРА" активизирует работы по поиску новых продуктовых направлений, созданию новых изделий в рамках существующих приоритетных направлений развития. Так же проводится жесткий финансовый мониторинг, ведутся работы по сокращению дебиторской задолженности. Основные тенденции развития отрасли, в которой ОАО "ЭЛАРА" осуществляет свою деятельность, рассматриваются в п. 3.2.4 "Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента". Основными факторами, оказывающими влияние на состояние отрасли, являются:· мировой финансовый кризис; · конкуренция между производителями;· высокие риски при осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.В целом деятельность эмитента в отрасли можно оценить как удовлетворительную. Доминирующей тенденцией развития за последние 5 лет является вопрос устойчивого развития и расширения производства в условиях значительных рисков хозяйственной деятельности. За отчетный период Эмитент успешно преодолел действие всех отрицательных факторов. Деятельность эмитента в целом соответствует тенденциям развития отрасли.

Условия

Авиационная продукцияПреимущества (Strengths)· Монополия по выпуску систем управления полетом отечественных ис-требителей· Интеграция с ОАО МНПК "Авионика"· Имеется опыт успешного освоения изделий прочих разработчиков· Высококлассное оборудование и новейшие технологии· Наличие достаточно квалифицированного персонала· Имеется опыт вывода на рынок изделий собственной разработкиСлабые стороны (Weaknesses)· Несвоевременное изготовление требуемой по плану продукции· Низкая технологичность изделий собственной разработки· Сильная зависимость от основных клиентов· Снижение уровня управляемости· Мотивация персонала не направлена на достижение нужного резуль-тата· Длительные производственные циклы· Снижение качества продукции· Дефицит квалифицированных кадровРиски (Treats)· Утрата права на проведение самостоятельной ценовой политики, при вхождении в интегрированные структуры· Уменьшение рынка квалифицированной рабочей силы и ИТР· Снижение рентабельности основных видов продукции· Ужесточение требований потребителей к цене продукции· Рост точки безубыточности· Потери от курсовых разниц по контрактам ВТС· Смена поколений летательных аппаратов· Диктат в сфере ценообразования со стороны госзаказчика· Повышение или кардинальное изменение требований к продукции и технологиям· Активное проникновение на традиционные для продукции предприятия рынки продукции зарубежных производителей· Монополия производителей комплектующих· Долгосрочное снижение объемов продаж авиационной техникиВозможности расширения бизнеса (Opportunities)· Сохранение монополии по основным позициям· Налаживание связей с новыми разработчиками· Освоение вертолетной тематики· Налаживание контактов с известными западными производителями· Увеличение объемов государственных заказов· Смена поколений летательных аппаратов· Самостоятельный выход на рынок сервисного сопровождения и мо-дернизации изделий· Освоение авионики для самолетов гражданской авиации· Наличие государственных гарантий предприятиям ОПКВероятные стратегии(S-O) - Ориентиры стратегического развития · Концентрация ресурсов для быстрого освоения новых изделий;· Совместное (с ОАО МНПК "Авионика") участие в перспективных проек-тах авиационного рынка;· Продолжение техническое перевооружение предприятия;· Обеспечение максимальной эффективности использования производ-ственного и человеческого потенциала.(S-T) - Потенциальные стратегические преимущества· Сохранение достигнутого положения на рынке;· Внедрение инструментов анализа и снижения затрат;· Сохранение высококвалифицированного персонала;· Использование имеющегося потенциала для переключения на продук-цию, востребованную рынком;· Поиск и качественный функционально-стоимостной анализ альтерна-тивных решений. (W-O) - Внутренние преобразования· Внедрение адекватной системы мотивации, нацеленной на нужный ре-зультат;· Внедрение передовых методов управления;· Сосредоточение на поиске новых партнеров, в том числе и зарубеж-ных.(W-T) - Преодоление стратегического развития· Разработка методологии работы на минимальной рентабельности;· Максимальное снижение издержек;· Разработка системы мотивации для проведения изменений в соответ-ствии с требованиями рынка.Гражданская продукцияОсновные факторы, оказывающие влияние на деятельность - высокие риски осуществления хозяйственной деятельности и высокая конкуренция со стороны других участников хозяйственной деятельности.Возможности1. Наличие неосвоенных и слабо освоенных сегментов рынка железнодорожной продукции.2. Утверждение стратегии развития ОАО "РЖД" до 2030 года и стратегии развития транспортного машиностроения на период до 2015 года.3. Техническая политика ОАО "РЖД" на широкое внедрение автоматизации управления и цифровой электроники на транспорте и инноваций в целом4. Рост рынка информационно-платежных терминалов в банковском сегменте при условии стабилизации экономики.5. Необходимость модернизации систем управления основным и вспомогательным оборудованием крупных энергетических объектов РФ.6. Появление новых требований к автотранспорту: экологических (нормы Евро-3/4), эргономических (удобство и экономичность в эксплуатации), технических (повсеместное внедрение электронных приборов и систем).7. Локализация производства автокомпонентов согласно подписанным соглашениям о "промышленной сборке" автомобилей иностранными автоконцернами на территории России (уровень локализации - до 30-50%).Угрозы1. Повышение требований потребителей к надежности и функциональным возможностям продукции, к качеству и срокам поставки изделий. 2. Сужение всех рынков сбыта, где присутствует продукция ОАО "ЭЛАРА", в результате мирового экономического кризиса.3. Существование как российских, так и зарубежных, крупных конкурентов, способных существенно влиять на рынок. Усиление конкуренции во всех рыночных сегментах. 4. Существование в большинстве рыночных сегментов потребителей - монополистов, ведущих жесткую ценовую политику.5. Быстрые темпы развития изделий и технологий электроники. Риск несоответствия технического уровня разработок (надежность, технические решения) требованиям рынка.6. Неблагоприятная таможенная политика для развития российской электроники.7. Приход на российский рынок мировых производителей электронных автокомпонентов.Ориентиры стратегического развития (использование сильных сторон Общества для повышения отдачи от внешних возможностей)1. Дальнейшая специализация на разработке и производстве высокотехнологичной продукции, с долей электроники в своем составе. 2. Увеличение доли предприятия на приоритетных рынках: железнодорожная автоматика и электроника, банковское терминальное оборудование, промышленная и автомобильная электроника. Поиск новых перспективных разработок, выход на новые неосвоенные рыночные сегменты.3. Расширение кооперации с крупными отраслевыми потребителями-разработчиками и изготовителями электроники.4. Взаимодействие с ОАО "РЖД" и формирование имиджа предприятия как надежного серийного Поставщика продукции для железнодорожного транспорта.5. Поиск и установление партнерских отношений с западными компаниями, решившими разместить в РФ производство компонентов с долей электроники в своем составе.6. Активное внедрение принципов МС IRIS и активизация участия предприятия в решении вопросов качества, надежности и сервисного обслуживания в рамках ОПЖТ.Потенциальные стратегические преимущества (использование внутренних сил Общества для преодоления внешних угроз)1. Ведение эффективной ценовой политики по отношению к каждому Поставщику путем установление оптимальных цен, исходя из качества продукции и цен конкурентов. 2. Совершенствование технологий с учетом современных тенденций развития продукции на приоритетных рынках.3. Повышение технического уровня разработок и сокращение сроков их проведения за счет усиления конструкторского звена предприятия и кооперации с ведущими отраслевыми Разработчиками.4. Кооперация с ведущими Институтами и предприятиями-разработчиками.5. Ориентация на требования Потребителя и применение процессного подхода в соответствии с требованиями ISO и IRIS.Внутренние преобразования (преодолеть слабости за счет внешних возможностей)1. Разработка системы мотивации персонала на конечный результат деятельности - получение максимальной прибыли.2. Организация эффективной проектной работы как внутри предприятия, так и с внешними разработчиками и изготовителями3. Корректировка системы ценообразования с учетом рыночных требований, в т.ч. на основе "перспективных технологий".4. Привлечение в конструкторские подразделения предприятия квалифицированных разработчиков.5. Внедрение современных перспективных технологий.Ограничения стратегического развития1. Концентрация на развитии в рамках приоритетных продуктовых направлений. 2. Сокращение циклов закупки и производства продукции.3. Усовершенствование системы управленческого учета для выявления и сокращения внутренних затрат предприятия и снижения себестоимости продукции.4. Постановка системы проектной работы, мотивация на кратчайшие сроки проектирования и освоения продукции, адаптированной к условиям быстро меняющихся внешних условий.5. Осуществление постоянного анализа новых тенденций в промышленности и экономике страны для своевременного определения перспективных направлений развития бизнеса.

Конкуренты

Авиационная продукция.В рамках исполнения Федерального закона от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ "О го-сударственной корпорации "Ростехнологии" и Указа президента РФ от 10.07.2008 г. № 1052 создана интегрированная структура в составе ГК "Ростехнологии" с на-именованием ОАО "Российская авиаприборостроительная компания" (РАПК). С последующей передачей доли акций эмитента в размере 48,95% в ведение РАПК. В настоящее время РАПК проводит мониторинг организаций включенных в состав интегрированной структуры, с целью выработки единой продуктовой политики, на-правленной на оптимальное использование имеющихся компетенций и производ-ственных мощностей. Реализация указанных мероприятий, в принципе исключит конкуренцию на рынке поставщиков отечественной авионики, вследствие распре-деления работ внутри РАПК по принципам узкой специализации предприятий уча-стников. Тем не менее, на сегодняшний день, в области производства систем дистан-ционного управления для боевых самолетов семейства "Су" эмитент является монополистом в РФ и прочно удерживает 100% рынка сбыта. За рубежом эмитент, в качестве производителя систем управления для самолетов марки "Су", конку-рентов не имеет.Гражданская продукцияКонкурентами ОАО "ЭЛАРА" на рынках ГП являются:Железнодорожная автоматикаЗАО "ОЦВ" (Москва), ОАО "Корпорация НПО "РИФ" (Воронеж), ОАО "Лосиноостровский электротехнический завод" (Москва), ОАО "Электромеханика" (Пенза), ОАО "Ижевский радиозавод" (Ижевск), ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" (Заречный), ООО "Ратеп-инновация" (Серпухов)Банковское терминальное оборудование ООО "Система" (Москва), СКБ ВТ Искра (Санкт-Петербург), ООО "Штрих-М" (Москва), NGT (Москва), ОАО "Уникум" (Москва)Промышленная электроникаSiemens (Москва), международная компания SCHNEIDER ELECTRIC (Москва), ЗАО "Текон" (Москва), НПФ "Круг" (Пенза), ЗАО "Интеравтоматика" (Москва), ЗАО "НВТ-Автоматика" (Москва), АВВ (Москва), ЗАО "Прософт" (Екатеринбург)Автомобильная электроника Конвейерные поставкиОАО "Завод "Автоприбор" (г. Владимир), ФГУП ТОЧМАШ (г. Владимир), НПП "АВТЭЛ" (г. Калуга), ОАО "ЗЭиМ-Лайн" (г. Чебоксары), ОАО "Счетмаш" (г. Курск), РУП ВЗЭП (г. Витебск), ООО "Итемла" (г. Москва)Вторичный рынокОАО "КЗАЭ" (г. Калуга), АОЗТ МЗАТЭ-2 (г. Москва), Концерн ПРАМО (г. Москва)Навигационная автоматика.АИС - ЗАО "Транзас" (г. Санкт-Петербург), ф. "Фуруно" (Япония), ф. "САМЪЮНГ" (Корея), "САРАКОМ" (Корея)КОМПАС - ОАО "Катав - Ивановский приборостроительный завод" (Челябинская обл.), ОАО "Штурманские приборы" (г. Санкт- Петербург), ЦНИИ "Электроприбор" (г. Санкт- Петербург)Контрактное производство электроникиКомпании-импортеры ЮВА (Pacific Microelectronics Inc (Тайвань), ООО "ПСБ технологии" (Москва), и др.), группа GTM-Group (Резонит, Микролит, Протон, МИЭТ) (Зеленоград), ООО "Электроконнект" (Новосибирск), холдинг RCM Group (группа компаний АБРИС, Авитон) и др.Печатные платыОАО "ГРПЗ" (Рязань), ФГУП НПО "МАРС" (Ульяновск), GTM-Group (Резонит, Микролит, Протон, МИЭТ) (Зеленоград), ООО "Электроконнект" (Новосибирск), ОАО "НИЦЭВТ" (Москва), компания Pacific Microelectronics Inc (Тайвань), ООО "ПСБ технологии" (Москва), ООО "Таберу" Москва.Контрактная сборка (электронные модули)GTM-Group (Резонит, Микролит, Протон, МИЭТ) (Зеленоград), Абрис RCM group (Санкт-Петербург), ООО "Электроконнект" (Новосибирск), компания FASTECO и ЗАО "НПФ "Доломант" (Москва), компания Pacific Microelectronics Inc. (Тайвань), СЭПО-ЗЭМ (Саратов), НКАБ - ЭРИКОН (Санкт-Петербург) и др.К факторам конкурентоспособности эмитента можно отнести следующие:· Квалифицированный персонал маркетинговых подразделений· Монополия предприятия на производство систем управления полетом отечественных боевых летательных аппаратов· Синергетический эффект сотрудничества ОАО "ЭЛАРА" и ОАО МНПК "Авионика"· Грамотная ценовая политика· Высокое качество выпускаемой продукцииА также высокое качество продукции, новизна изделий, приемлемые цены, производствен-ные мощности предприятия, постоянное внедрение новых технологий, надежность продукции в эксплуатации и обслуживании, гарантийное и постгарантийное обслуживание, предложение скидок на большие объемы заказываемой продукции, наличие дилерской сети.