Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли пароль | Регистрация

Top 10 ICO projects

Летом 2014 года токены Ethereum стоили менее одного цента,
сегодня их цена около $800!


Barfin.club

ICO traveller

Компания
Общая информация
Крупные акционеры
Дочерние и зависимые общества
Новости компании
Описание рынка и риски
История
Финасовая отчетность
Бухгалтерский баланс: РСБУ
Прибыли и убытки: РСБУ
Финансовые показатели: РСБУ
на правах рекламы

Северо-Западный Телеком

Описание рынка и риски

Рынок

Эмитент осуществляет деятельность на территории Северо-Западного Федерального округа РФ (СЗФО), предоставляя весь спектр телекоммуникационных услуг.

Основными услугами Эмитента являются:

· услуги фиксированной телефонной связи (местной и внутризоновой);

· услуги по предоставлению доступа в Интернет и передаче данных;

· услуги по пропуску трафика операторов сотовой и фиксированной связи.

Основными потребителями услуг являются:

· Население;

· Юридические лица (корпоративные клиенты);

· Операторы сотовой и фиксированной связи.

Негативные факторы

Возможными факторами, которые могут негативно повлиять на сбытовую деятельность Эмитента, являются, прежде всего, проблемы, связанные с конкуренцией на рынке связи.

Со стороны конкурентов вероятны следующие шаги:

· Ребалансировка тарифов, усиливающая конкуренцию операторов фиксированной связи с операторами сотовой связи на всех региональных рынках;

· Выход на региональные рынки (в первую очередь в областные центры СЗФО РФ, затем в районные центры СЗФО РФ) крупных компаний, работавших ранее только на рынке СПб, обострит конкуренцию на всей территории деятельности Эмитента;

· Активное продвижение конкурентами своих услуг на наиболее динамичных рынках (телефония, доступ в Интернет и передача данных) приведет к усилению воздействия на все клиентские сегменты Эмитента;

· Поглощение конкурентами развитых компаний на региональных рынках приведет к усилению конкуренции на всей территории деятельности Эмитента;

· Активное строительство собственной инфраструктуры операторами связи приводит к снижению цен на сетевые ресурсы (каналы связи) и обостряет конкурентную ситуацию на рынке услуг связи.

Телефония:

В сегменте "Население" существует конкуренция на рынке предоставления услуг местной телефонной связи со стороны сотовых операторов. Мобильные операторы осуществляют продвижение дополнительных (неголосовых) услуг с предоставлением скидок и бонусов на голосовой трафик.

В связи с вводом повременной системы оплаты местных телефонных соединений повысился риск отказа абонентов от услуг проводной связи в пользу услуг, предоставляемых сотовыми операторами.

Для удержания абонентов Эмитент предложил линейку дополнительных тарифных планов с различным объемом включенного местного трафика, а также разработал ряд пакетных предложений для пользователей нескольких услуг по более привлекательным тарифам.

В сегменте "Корпоративные клиенты" существует значительная конкуренция со стороны альтернативных операторов, предоставляющих более широкий комплекс сопутствующих телефонии услуг по гибкой системе скидок, вследствие чего возможен риск снижения доли Эмитента в сегменте "Корпоративные клиенты".

Эмитент планирует удержать число абонентов по сегментам за счет:

· управления себестоимостью и ценообразованием услуг местной и внутризоновой связи,

· пакетирования услуг,

· формирования комплексных предложений услуг связи, ориентированных на различные сегменты корпоративных клиентов.

Доступ в Интернет и передача данных:

Услуги доступа в сеть Интернет являются одними из наиболее динамично развивающихся направлений деятельности отрасли связи, несмотря на некоторое замедление темпов роста в последнее время.

Данный рынок характеризуется сильной конкурентной борьбой, как в сегменте "Население", так и в сегменте "Корпоративные клиенты". Стоит отметить что Эмитент, как оператор с развитой собственной инфраструктурой, имеет явное конкурентное преимущество.

На рынке широкополосного доступа в сегменте "Население" в настоящее время активно развиваются операторы домовых сетей и кабельного ТВ. Операторы сотовой связи стремятся активно продвигать услуги мобильного Интернета, их возможности расширяются с внедрением сетей 3G.

С начала 2006 г. Эмитент предоставляет услуги широкополосного доступа для населения под торговой маркой "Авангард". Эмитент постоянно наращивает абонентскую базу и занимает лидирующую позицию на рынке СЗФО РФ в данном сегменте, в связи с чем возникает риск ответной реакции альтернативных операторов, направленной на сохранение позиций на рынке, в том числе и посредством понижения цен.

С 1.12.2007 Эмитент оказывает услуги широкополосного доступа к сети Интернет для юридических лиц под торговой маркой "Альянс-PRO Интернет".

Эмитент практикует расширение линейки скоростей безлимитных тарифных планов, систематическое увеличение скоростей на существующих тарифных планах, снижение стоимости предоставления доступа к сети Интернет, ввод дополнительных услуг и сервисов. Наряду с этим, Эмитент прикладывает усилия для активного привлечения новых пользователей посредством расширения географии предоставления услуг, разработки, модификации и адаптации существующих продуктов и услуг, осуществления исходящего телемаркетинга, организации оказания комплексных услуг, внедрения специальных программ удержания корпоративных клиентов, предоставления корпоративным клиентам комплекса услуг (в том числе создание IP VPN), реализации программы лояльности клиентов.

Инвестиционные риски

В 2006 году Советом директоров Эмитента утверждено "Положение по управлению рисками" в целях интегрирования процедур управления рисками в комплексную систему. Целью функционирования системы управления рисками Эмитента является снижение вероятности возникновения событий, приводящих к потерям. Положение определяет задачи системы управления рисками Эмитента, уровни системы управления рисками и раскрытие информации о системе и оценке ее функционирования.

В 2008 году в ОАО "СЗТ" внедрена система управления рисками (СУР), основными целями которой являются повышение эффективности управления угрозами и возможностями и увеличение капитализации Эмитента.

Исполнительными органами СУР (комиссией и рабочей группой по управлению рисками) была разработана Программа управления рисками в ОАО "СЗТ" (далее - Программа).

В соответствии с Программой введена система отчетности о ходе и результатах выполнения утвержденных планов действий по управлению рисками:

· владельцы мероприятий ежеквартально отчитываются о мероприятиях СУР перед соответствующими владельцами рисков;

· владельцы рисков ежеквартально отчитываются ходе управлении последними перед комиссией по управлению рисками;

· департамент внутреннего аудита Эмитента раз в полугодие проводит проверку процесса управления рисками и дает рекомендации комиссии о необходимых корректировках работ по СУР.

Сводная оценка рисков Эмитента формируется на основе отчетов о рисках. Отчеты о рисках служат для мониторинга эффективности управления рисками и, наравне с заключением департамента внутреннего аудита по проведенным проверкам, являются основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в действующую Программу управления рисками.

С точки зрения влияния риска на результаты деятельности Эмитента все риски подразделяются на:

· существенные;

· умеренные;

· несущественные.

Контроль над реализацией планов действий по управлению существенными рисками осуществляется Советом директоров. Контроль над умеренными и несущественными рисками относится к ведению владельцев рисков и владельцев мероприятий.

Для управления рисками разработаны планы действий по управлению рисками, включающие один или оба нижеперечисленные вида:

· План предупреждающего воздействия на риск (воздействие на причины риска или рискообразующие факторы);

· План последующего воздействия на рисковое событие (воздействие на последствия риска).

Для измерения и оценки результатов деятельности в сфере СУР как подразделений, так и отдельных сотрудников, а также ОАО "СЗТ" в целом, используются Кey Risk Indicators (ключевые показатели эффективности KRI).

Отраслевые риски

Описывается влияние возможного ухудшения ситуации в отрасли эмитента на его деятельность и исполнение обязательств по ценным бумагам. Приводятся наиболее значимые, по мнению эмитента, возможные изменения в отрасли (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), а также предполагаемые действия эмитента в этом случае.

Эмитент осуществляет деятельность только на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации (далее РФ или Россия).

1. Изменения в отраслевом законодательстве

Явления и процессы, происходящие в отрасли связи и информатизации, находятся в состоянии непрерывного движения в связи с чем, действующее отраслевое законодательство требует постоянного внесения изменений и дополнений. Основным риском Эмитента, связанным с постоянно меняющимся отраслевым законодательством, является неоднозначное толкование нормативно-правовых актов (изменений и дополнений к ним), устанавливающих методы и механизмы государственного регулирования, в том числе государственного регулирования тарифов на услуги связи, на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

2. Рост конкуренции в отрасли.

Рынок услуг связи Северо-Западного Федерального округа РФ характеризуются растущей конкуренцией, как со стороны альтернативных операторов фиксированной связи, так и со стороны операторов сотовой подвижной связи.

Рост конкуренции со стороны операторов сотовой подвижной связи обусловлен:

· снижением операторами сотовой связи цен на внутрисетевые междугородные соединения;

· предоставлением внутрисетевого роуминга по цене местного соединения;

· предоставлением услуг мобильного доступа к сети Интернет;

· активизацией деятельности операторов связи в части продвижения услуг в сегменте рынка "корпоративные клиенты" (в виду насыщения рынка в сегменте рынка "население");

· приземлением зонового трафика сотовых операторов по более низким ценам через собственные сети и/или сети альтернативных операторов на местный уровень.

Указанные факторы создают риск замещения фиксированной связи сотовой и замедление темпов прироста доходов Эмитента.

Обострение конкуренции представляется наиболее существенным риском в долгосрочной перспективе.

3. Зависимость от Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) в установлении регулируемых тарифов на услуги связи для абонентов и зависимость от Роскомнадзора в установлении цен на услуги присоединения и пропуска трафика для операторов.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 25.12.08) "О естественных монополиях" тарифы на услуги операторов общедоступной электросвязи, признанных естественными монополистами, подлежат регулированию со стороны государственных органов РФ.

Государственное регулирование телекоммуникационной отрасли привносит в деятельность Эмитента общие для всех Межрегиональных компаний ОАО "Связьинвест" (далее межрегиональных компаний) риски и неопределенность, связанные с изменением тарифов на услуги связи для пользователей и цен на услуги присоединения и пропуск трафика для операторов.

Изменение регулируемых тарифов на услуги операторов - естественных монополистов происходит в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития РФ, одобренным Правительством РФ, и требует утверждения государственными органами РФ, поэтому может отставать от изменения реальной экономической ситуации и изменения затрат оператора.

Таким образом, для Эмитента существует риск несвоевременного изменения тарифов, что уменьшает его конкурентоспособность и может отрицательно повлиять на рентабельность деятельности и, соответсвенно, на возможность исполнения Эмитентом обязательств по ценным бумагам.

4. Выбор Эмитента в качестве оператора универсального обслуживания телефонной связи с использованием таксофонов.

Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (ред. от 29.04.2008 ), далее - Федеральный закон "О связи", в РФ гарантируется оказание универсальных услуг связи, к которым относятся:

· услуги телефонной связи с использованием таксофонов;

· услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Универсальные услуги связи предоставляются оператором универсального обслуживания (ОУО,) признанным победителем в конкурсах на право оказания универсальных услуг связи (УУС) в соответствии с решением конкурсной комиссии (в соответствии с Правилами проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи, утвержденными постановлением правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 248).

Предоставление универсальных услуг подразумевает предоставление минимального объема телекоммуникационных услуг во всех населенных пунктах.

Требования по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов определены статьей 57 пункт 2 Федерального закона "О связи":

· время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час;

· в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам.

В 2006-2007 гг. Эмитент признан победителем в открытых конкурсах на право оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов. Количество установленных таксофонов приведено в таблице.

Филиал 1 этап 2 этап
Дата заключения договора об условиях оказания УУС* Общее количество таксофонов согласно договору (ед.) Установлено (ед.) Дата заключения договора об условиях оказания УУС Общее количество таксофонов согласно договору (ед.) Установлено (ед.)
Архангельский (Архангельская обл. и Ненецкий АО) 13.04.2006 2 917 2 917 19.12.2007 491 491
Вологодский 10.01.2007 3 218 3 218 19.12.2007 3 006 3 006
Калининградский 13.04.2006 572 572 19.12.2007 527 527
Карельский 07.02.2007 662 662 19.12.2007 118 118
Коми 10.01.2007 616 616 19.12.2007 141 141
Ленинградский 07.03.2007 1 600 1 600 19.12.2007 1 235 1 235
Мурманский 07.02.2007 166 166 19.12.2007 12 12
Новгородский 07.03.2007 1 832 1 832 19.12.2007 1 497 1 497
Псковский 07.02.2007 3 105 3 105 19.12.2007 4 109 4 109
ИТОГО 14 688 14 688 11 136 11 136

* УУС - универсальных услуг телефонной связи

Убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, определяются как разность между доходами Эмитента от оказания универсальных услуг связи и расходами, понесенными им при оказании этих услуг, и подлежат возмещению в размере, не превышающем размера возмещения убытков, установленного в договоре об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенном по результатам конкурса.

Существуют риски отказа в получении возмещения убытков Эмитента в связи с оказанием универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов или получения возмещения не в полном объёме из резерва универсального обслуживания в виду:

· нарушения сроков выполнения договоров по организации универсальных услуг связи несвоевременный ввод в эксплуатацию таксофонов в связи с большим сроком получения разрешений на использование радиочастот;

· невыполнение требований нормативных актов к организации учёта доходов и расходов по универсальным услугам связи;

· учёт расходов по оказанию универсальных услуг связи в неполном объёме:

ь некачественно организованный учёт;

ь законодательные ограничения по отнесению расходов (несоответствие сроков амортизации срокам действия договоров).

5. Лицензирование

Изменение условий лицензирования отдельных услуг связи может повлечь за собой необходимость перераспределения ресурсов и изменения планов Эмитента по оказанию данных услуг.

6. Реализация социальных проектов

Увеличение объемов проектов социальной значимости и специальных проектов, выполняемых Эмитентом в рамках федеральных и региональных целевых программ (программа предоставления Универсальных услуг связи, обеспечение закрытой системы нумерации (Приказ Мининформсвязи № 142 от 17.11.2006) - повышение уровня цифровизации), направленных на развитие инфокоммуникационной инфраструктуры, а также на расширение спектра и повышение качества предоставляемых телекоммуникационных услуг, может привести к сокращению финансирования части окупаемых проектов, формирующих инвестиционную программу. привести к снижению отдачи инвестиционных программ Эмитента и недополучению доходов в будущих периодах.

Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей деятельности, и их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам:

Существуют риски, связанные с увеличением стоимости оборудования, электроэнергии и других услуг, которые необходимы для осуществления деятельности, что может привести к повышению себестоимости услуг Эмитента и, как следствие, снижению рентабельности деятельности и возможности исполнение обязательств по ценным бумагам Эмитентом.

Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам:

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", Эмитент является естественным монополистом и его деятельность подлежит регулированию государственными органами РФ.

Перечень регулируемых услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. № 637:

1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

2. Передача внутренней телеграммы.

3. Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

4. Распространение общероссийских телерадиопрограмм.

5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи.

6. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).

7. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.

8. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Государственное регулирование телекоммуникационной отрасли привносит в деятельность Эмитента риски и неопределенность, связанные с изменением тарифов на услуги связи для пользователей и цен на услуги присоединения и пропуск трафика для операторов.

Изменение регулируемых тарифов на услуги операторов - естественных монополистов происходит в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития РФ, одобренным Правительством РФ, и требует утверждения государственными органами РФ, поэтому может отставать от изменения реальной экономической ситуации и изменения затрат оператора.

Таким образом, для Эмитента существует риск отказа в изменении тарифов или несвоевременного изменения тарифов, что уменьшает его конкурентоспособность и может отрицательно повлиять на рентабельность деятельности и, соответственно, на возможность исполнения Эмитентом обязательств по ценным бумагам.

Тарифы на нерегулируемые услуги связи устанавливаются Эмитентом самостоятельно с учетом потребительских свойств, качества и себестоимости услуги, конъюнктуры рынка (соотношений спроса и предложения, тарифов на услуги связи, предлагаемых конкурентами).

Описание действий эмитента, в случае неблагоприятного развития ситуации на рынке, с целью минимизации указанных рисков:

В рамках действий в случае наступления неблагоприятных условий на рынке Эмитент планирует предпринять следующие действия:

· оптимизировать структуру производственных затрат;

· пересмотреть инвестиционную программу в сторону сокращения;

· скорректировать маркетинговую политику с учетом конкретной ситуации на рынке;

· изменить структуру предоставляемых услуг в целях максимизации прибыли.

В рамках тактических действий Эмитент планирует осуществлять следующие мероприятия:

Сегмент рынка Риски Действия ОАО "СЗТ"
Телефония
Население

Переток трафика и абонентов в сети сотовой связи Проактивная работа с оттоком абонентов активное информирование и продвижение тарифных планов, реализация пакетных предложений
Организации Активизация работы операторов в сегменте "корпоративные клиенты" Реализация пакетных предложений, проведение программ повышения лояльности клиентов, сегменто-ориентированный подход в продажах и обслуживании
Интернет и Передача Данных
Население Выведение новых услуг другими операторами

Укрупнение бизнеса мелких операторов

Предоставление услуг Triple Play* собственной абонентской базе

Рассмотрение вопроса о покупке фрагментарных домовых сетей, имеющих значительный потенциал роста

Организации Финансирование строительства масштабных клиентских проектов другими операторами Модернизация собственной сети с целью повышения качества и предоставление комплексных готовых решений клиентам

*Triple Play это концепция предоставления телекоммуникационных услуг телефонии, доступа в Интернет и интерактивного телевидения, организуемых по единому подключению к мультисервисной сети передачи данных.

Региональные риски

Описываются риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране (странах) и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность при условии, что основная деятельность эмитента в такой стране (регионе) приносит 10 и более процентов доходов за последний завершенный отчетный период, предшествующий дате окончания последнего отчетного квартала.

Эмитент осуществляет свою деятельность в Российской Федерации.

Основными страновыми рисками являются политические и экономические риски. В России продолжаются экономические реформы и развитие правовой, налоговой и административной инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям рыночной экономики. Стабильность российской экономики будет во многом зависеть от хода этих реформ, а также от эффективности предпринимаемых Правительством мер в сфере экономики, финансовой и денежно-кредитной политики.

В настоящее время политическая ситуация в стране является стабильной, тогда как экономическая ситуация в России, начиная со второго квартала 2008 года, демонстрирует снижение темпов роста. Российская экономика подвержена влиянию рыночных колебаний и снижению темпов экономического развития в мировой экономике. Снижение цен на нефть, кризис ликвидности способствуют выводу капиталов инвесторов-нерезидентов из России, снижению сальдо торгового оборота РФ, снижению международных резервов страны и девальвации рубля.

Мировой кризис привел к нестабильности на рынках капитала, существенному ухудшению ликвидности в банковском секторе и ужесточению условий кредитования внутри России. Несмотря на стабилизационные меры, предпринимаемые Правительством РФ с целью обеспечения ликвидности и рефинансирования зарубежных займов российских банков и компаний, существует неопределенность относительно возможности доступа к источникам капитала, а также стоимости капитала, что может повлиять на финансовое положение, результаты операций и экономические перспективы предприятий России.

Общие страновые риски характерны и для Северо-Западного Федерального округа РФ (СЗФО) региона, где ОАО "СЗТ" осуществляет основную деятельность. Существует риск сокращения региональными властями финансирования программ телефонизации своих регионов.

Ухудшение экономической ситуации в СЗФО влечет за собой сокращение числа действующих в регионе предприятий промышленности и сельского хозяйства всех форм собственности, рост безработицы, снижение платежеспособного спроса населения.

Указываются предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения ситуации в стране (странах) и регионе на его деятельность.

Существующие негативные тенденции в экономике могут привести к замедлению реализации инвестиционной программы Эмитента, сокращению прироста объемов услуг связи, предоставляемых Эмитентом на территории округа, и замедлению темпов роста доходной базы. В этом случае исполнение обязательств по ценным бумагам Эмитент планирует осуществлять за счет доходов от операционной деятельности, а при необходимости, за счет краткосрочных кредитов коммерческих банков.

Несмотря на мировой финансовый кризис, рейтинговое агентство Standard & Poor s в 2009 г. подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Эмитента на прежнем уровне: международный кредитный рейтинг подтвержден на уровне "ВВ-", прогноз "Стабильный"; национальный рейтинг Эмитента подтвержден на прежнем уровне - "ru АА-". На фоне снижения как страновых, так и корпоративных кредитных рейтингов, сохранение кредитного рейтинга Эмитента на прежнем уровне подтверждает кредитоспособность Эмитента.

Описываются риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране (странах) и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность.

Вероятность возникновения военных конфликтов, введения чрезвычайного положения и забастовок в стране и регионе, в которых Эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и осуществляет свою деятельность, оценивается как незначительная для того, чтобы рассматривать эти риски в качестве обстоятельств, способных значительным образом повлиять на деятельность Эмитента.

В случае возникновения возможных военных конфликтов, введением чрезвычайного положения и забастовок, Эмитент с большой долей вероятности будет оперативно подчинен силовым и военным структурам РФ, так как обеспечивает жизненно необходимую и государственно-важную функцию по предоставлению телекоммуникационных услуг.

Описываются риски, связанные с географическими особенностями страны (стран) и региона, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью и т.п.

Риски, связанные с географическими особенностями региона, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и труднодоступностью, оцениваются как минимальные.

Финансовые риски

Негативные изменения денежно-кредитной политики в стране, валютного курса и повышение процентных ставок по привлекаемым Эмитентом средствам, а также значительный рост темпов инфляции могут привести к росту затрат Эмитента и, следовательно, отрицательно сказаться на финансовых результатах деятельности. Кроме того, нельзя полностью исключить возможности изменений в составе и профессиональном уровне менеджеров Эмитента, которые могут негативным образом сказаться на эффективности принимаемых управленческих решений, в том числе, связанных с осуществлением хеджирования в целях снижения неблагоприятных последствий влияния вышеуказанных рисков.

Эмитент подвержен влиянию следующих финансовых рисков:

1. Валютные риски:

Снижение мировых цен на сырьевые товары, в т.ч. на нефть, может привести к ослаблению курса рубля к бивалютной корзине (ориентир курсовой политики Центрального Банка России). Существенное повышение валютных курсов может увеличить издержки Эмитента, что может привести к уменьшению резервов и/или снижению возможности по обслуживанию долгов.

В условиях произошедшей в конце 2008 г. первой половине 2009 г. девальвации рубля возросла рублевая стоимость обслуживания долгового портфеля. По состоянию на 30.09.2009 валютные обязательства Эмитента составили около 210 млн долл. США и 3,6 млн евро. Основные риски по валютной задолженности лежат в долларовом портфеле.

С начала 2009 года потери Эмитента на курсовых разницах составили около 200 млн рублей.

Мероприятия по снижению валютного риска

Исходя из рыночной стоимости хеджирования валютных рисков, а также, учитывая планы Эмитента по формированию свободного денежного потока в течение 2009 года целесообразно использовать различные инструменты снижения рисков по валютным платежам в течение 2009-2012 гг.

Для снижения валютных рисков по платежам 2009 года 10 июня 2009 года были конвертированы свободные денежные средства в объеме 33 млн долларов США по курсу 30,90 руб./доллар, из которых 22 млн долларов США размещены в краткосрочные банковские векселя. Данные средства будут направлены на погашение валютной задолженности по графику платежей в июле 2009 январе 2010 гг. Тем самым, устранены валютные риски по задолженности с выплатами в 2009 году.

Для хеджирования валютных рисков по валютной задолженности 2010 года в соответствии с решением Совета директоров Эмитента, заключены серии форвардных сделок с ЗАО КБ "Ситибанк" 09.07.2009 и 21.07.2009 года.

· Сумма сделок 93 324 175.84 Долларов США;

· Дата валютирования (Дата совершения сделки) и форвардный курс определены в соответствии со следующим графиком:

Дата валютирования Сумма,

Долларов США

Форвардный курс,

Рубль/Доллар США

1 01.02.2010 16 875 000.00 34.6400
2 09.04.2010 10 989 010.99 34.6400
3 29.04.2010 16 875 000.00 34.6400
4 09.07.2010 10 989 010.99 35.4100
5 30.07.2010 16 875 000.00 35.4100
6 08.10.2010 3 846 153.85 35.4100
7 01.11.2010 16 875 000.00 35.4100


Относительно валютной задолженности, выплаты по которой приходятся на 2011-2012 гг., Эмитент продолжит мониторинг рыночной стоимости инструментов хеджирования и при возникновении благоприятной ситуации на валютном рынке заключит сделки по хеджированию соответствующих рисков. Также, в настоящее время ведется работа по подготовке рефинансирования части валютной задолженности со сроками погашения в 2011-2012 гг. при возникновении доступного долгосрочного банковского финансирования в рублях.

По мнению экспертов, возможность Правительства и ЦБ России поддерживать стабильный курс рубля будет зависеть от многих экономических факторов, среди которых: стоимость состояние конъюнктуры на сырьевых рынках и рынках капитала, уровень инфляции и поддержание валютных резервов на достаточном уровне. В случае резкого изменения курса валют для минимизации отрицательного влияния, Эмитент имеет возможность снизить долю валютных обязательств, ориентируясь на поставщиков, расчеты с которыми осуществляются в рублях Российской Федерации.

Существенная девальвация рубля может оказать негативное воздействие на показатели рентабельности Эмитента, т.к. в этом случае увеличение тарифов может оказаться недостаточным для того, чтобы компенсировать падение объема услуг в натуральном выражении.

Предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения валютного курса и процентных ставок на деятельность эмитента.

В случае существенной девальвации рубля и возникновения инфляционных рисков Эмитент может осуществить следующие мероприятия для их снижения:

- оптимизировать (сократить) затраты;

- пересмотреть программу капиталовложений;

- принять меры по повышению оборачиваемости дебиторской задолженности.

Подверженность Эмитента рискам, связанным с изменением курса обмена иностранных валют, умеренная.

Рыночные риски характеризуются следующими факторами:

1. Возможными неблагоприятными тенденциями в экономике и экономических условиях России.

Неблагоприятные финансовые или экономические условия, вероятно, повлекут за собой уменьшение деловой активности потребителей продукции Эмитента и, соответственно, их спроса на услуги связи. Кроме того, покупатели могут оказаться частично или полностью неспособными оплачивать полученные услуги Эмитента. В качестве оплаты могут в таких условиях использоваться неденежные способы (встречные поставки, векселя и др.), что также окажет негативное влияние на финансовое положение и ликвидность Эмитента.

Помимо этого, возможно омертвление денежных средств Эмитента на счетах в банках в случае возникновения кризиса банковской системы России и/или отдельных банков.

Для снижения возможных потерь при возникновении кризиса банковской системы России Эмитент предполагает предпринимать усилия, направленные на поддержание высокого уровня текущей ликвидности, формирование свободных лимитов кредитования в коммерческих банках, формирование портфеля обязательств с продолжительным средним сроком погашения и равномерным графиком обслуживания. Эмитент использует инструменты привлечения, ориентированные на отечественных и западных участников финансового рынка (синдицированные кредиты). При этом денежные средства хранятся в банках, имеющих высокую степень надежности.

2. Изменениями процентных ставок.

Изменения денежно-кредитной политики в стране могут привести к усилению инфляции, росту процентных ставок по заемным средствам, используемым Эмитентом, и, соответственно, существенному росту затрат.

В условиях высокой волатильности процентных ставок на российском и международном финансовых рынках Эмитент подвержен риску возможных потерь при увеличении стоимости обслуживания финансовых обязательств.

В зависимости от характера изменения процентных ставок можно выделить следующие подтипы кредитных рисков:

· риск общего изменения процентных ставок - риск роста или падения процентных ставок на все вложения в одной или нескольких валютах, вне зависимости от их срочности и кредитного рейтинга ;

· риск изменения структуры кривой процентных ставок - риск изменения ставок на более короткие вложения по сравнению с более длинными (или наоборот), возможно не связанного с изменением общего уровня процентных ставок;

· риск изменения кредитных спрэдов - риск изменения ставок на вложения с определёнными кредитными рейтингами по сравнению со ставками на вложения с иными рейтингами, возможно не связанного с изменением общего уровня процентных ставок.

Эмитент использует инструменты как с плавающей, так и с фиксированной процентной ставкой, что позволяло удлинить срок заимствований и расширить круг потенциальных инвесторов. Однако в условиях высокой волатильности процентных ставок на российском и международном финансовых рынках Эмитент подвержен риску возможных потерь при увеличений стоимости обслуживания финансовых обязательств. В качестве возможного инструмента хеджирования процентных рисков может применяться соглашение процентного свопа (обмен процентными платежами на определенную, заранее оговоренную условную сумму в определенную дату).

По состоянию на 30.09.2009 доля обязательств с плавающей процентной ставкой составляет 52,9% (при этом доля обязательств без установления ограничений по максимальной процентной ставке 35,97%).

В настоящее время ставка LIBOR продолжает оставаться на низких уровнях. Ожидается, что в условиях развивающегося кризиса в реальном секторе США, ставки будут оставаться на минимальном уровне еще достаточно длительное время. Кроме того, при развитии финансового кризиса существует риск отказа банка от использования LIBOR в качестве базы для расчета процентных ставок и перехода на расчет ставок исходя из средней стоимости фондирования банков-кредиторов. В этих условиях хеджирование плавающей ставки LIBOR является нецелесообразным.

Процентная ставка по 5-му облигационному выпуску в размере 3 млрд. руб. была определена при размещении в мае 2008 года на уровне Моспрайм + 2,12 %, но согласно положениям Проспекта эмиссии облигаций максимальная ставка по займу не может превышать 15% годовых, что ограничивает максимальный риск потерь.

Для снижения процентного риска в условиях текущей неблагоприятной конъюнктуры Эмитент будет преимущественно привлекать новое долговое финансирование по фиксированной процентной ставке.

В случае отрицательного влияния изменения процентных ставок на деятельность, Эмитент может осуществить следующие мероприятия для их снижения:

· использование инструментов хеджирования (процентный своп);

· ограничение доли обязательств с плавающей процентной ставкой;

· пересмотр программы инвестиций.

3. Колебаниями конъюнктуры цен на услуги Эмитента.

На коммерческую деятельность Эмитента существенное воздействие оказывают колебания цен на услуги связи (кроме тарифов, регулируемых антимонопольными органами РФ), продажи которых формируют доходы Эмитента.

4. Возможными изменениями в составе и профессиональном уровне менеджеров Эмитента, вследствие чего может снизиться эффективность принятых и принимаемых управленческих решений.

Влияние инфляции на выплаты по ценным бумагам, критические, по мнению эмитента, значения инфляции, а также предполагаемые действия эмитента по уменьшению указанного риска.

Инфляция в России в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики (Росстат) составила:

Финансовые годы 2004 2005 2006 2007 2008 30.09.2009
Инфляция за период 11,7 % 10,9 % 9,0 % 11,9 % 13,3 % 8,1%


По оценке Эмитента критический уровень инфляции, при котором у Эмитента могут возникнуть трудности с исполнением своих обязательств по ценным бумагам, лежит значительно выше прогнозируемого на ближайшие годы уровня инфляции, и составляет 30-40% годовых.

Увеличение темпов роста цен может привести как к снижению потребления услуг связи, так и к росту затрат Эмитента (например, за счет роста цен на энергоресурсы), стоимости заемных средств и стать причиной снижения показателей рентабельности.

Вышеприведенные риски формируют риск ликвидности , т.е. вероятность получения убытка из-за нехватки денежных средств в требуемые сроки и, как следствие, неспособность Эмитента выполнить свои обязательства. Наступление такого рискового события может повлечь за собой штрафы, пени, ущерб деловой репутации и т.д.

Управление риском ликвидности осуществляется Эмитентом путем планирования денежных потоков, анализа планируемых и фактических денежных потоков в целом по компании, а также в разрезе филиалов.

С целью снижения рисков ликвидности Эмитент поддерживает объем свободных банковских кредитных лимитов на уровне не менее 2,0 млрд руб., формирует кредитный портфель со средним сроком задолженности до погашения более 2 лет и сглаженным графиком погашения.

Показатели финансовой отчетности эмитента наиболее подверженные изменению в результате влияния указанных финансовых рисков (риски, вероятность их возникновения и характер изменений в отчетности).

Наиболее подвержены влиянию вышеперечисленных финансовых рисков основные показатели финансовой отчетности Эмитента прибыль и кредиторская задолженность. На уровень выручки финансовые риски оказывают минимальное влияние. С появлением данных рисков возможен рост себестоимости оказанных услуг и снижение прибыли Эмитента, которые, по крайней мере, частично могут компенсироваться ростом тарифов и снижением объемов привлечения заемных средств.

Правовые риски

Правовым рискам Эмитент подвержен в равной степени, как и другие организации Российской Федерации. Эмитент осуществляет свою деятельность в качестве оператора связи и не осуществляет экспорт товаров, работ или услуг, поэтому правовые риски, связанные с деятельностью Эмитента, описываются только для внутреннего рынка.

Риски, связанные с изменением валютного регулирования:

Риски, связанные с возможностью изменения валютного регулирования, в настоящее время рассматриваются Эмитентом как минимальные, в связи с проведением Правительством политики либерализации валютного регулирования.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства

Риски, связанные с возможностью изменения налогового законодательства, в настоящее время рассматриваются как стандартные для обычной хозяйственной деятельности Эмитента. Однако российское налоговое законодательство в ряде случаев допускает возможность различного толкования его норм и подвержено частым изменениям. В связи с этим налоговые органы могут занять более жесткую позицию при интерпретации налогового законодательства и налоговых расчетов. Как следствие, налоговые органы могут предъявить претензии по тем сделкам и методам учета, по которым раньше они претензий не предъявляли. В результате могут быть начислены значительные дополнительные налоги, пени и штрафы. Налоговые проверки могут охватывать три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проверки.

Положения законодательства в целом интерпретируются Эмитентом корректно и вероятность сохранения положения, в котором находится Эмитент, с точки зрения соблюдения требований налогового законодательства, является высокой. В тоже время, существует столь же высокая вероятность, что в отдельных вопросах толкования требований законодательства и начисления соответствующих налоговых обязательств Эмитент занял позицию, которая впоследствии может быть сочтена государственными фискальными органами как не имевшая достаточных оснований. Так, Эмитент предполагает наличие риска, что налоговые органы могут предъявить Эмитенту существенные налоговые претензии в отношении вопросов, допускающих возможность неоднозначного толкования налогового законодательства, в частности по вопросам определения выручки по договорам присоединения и пропуска трафика. Определение сумм претензий по возможным, но не предъявленным искам, а также оценка вероятности неблагоприятного исхода не представляются возможным.

Налоговые обязательства Эмитента за отчетный и предыдущие налоговые периоды были исчислены надлежащим образом и полностью отражены в бухгалтерской отчетности Эмитента.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

Поскольку определенная часть приобретаемого Эмитентом оборудования для оказания услуг связи изготавливается из комплектующих иностранного производства, то возможное изменение правил таможенного контроля и пошлин может нести для Эмитента определённые риски, связанные с удорожанием приобретаемых основных средств.

Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности эмитента либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы)

Основная деятельность Эмитента согласно действующему законодательству подлежит лицензированию.

Перечень лицензионных условий согласно Федеральному закону "О связи" формируется и ежегодно уточняется Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (в редакции постановления Правительства РФ от 24.01.2008 N 23) установлены перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечни лицензионных условий.

Лицензионные условия, установленные в ранее выданных лицензиях действуют в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам.

Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью эмитента (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах его деятельности, а также на результаты текущих судебных процессов, в которых участвует эмитент

Изменение судебной практики по вопросам деятельности Эмитента возможно в связи с неопределённостью особенностей правового регулирования отдельных видов услуг и условий хозяйственной деятельности отрасли связи, связанных с вступлением в силу с 01.01.2004 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ и изменений к нему, а также со вступлением в силу иных нормативно-правовых актов. Кроме того, изменение судебной практики возможно также в связи с развитием нормативно-правовой базы по вопросам государственного регулирования деятельности Эмитента и неоднозначным толкованием действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих методы и механизмы государственного регулирования деятельности в области связи. В связи с этим, несмотря на то, что Эмитент в настоящее время не участвует в судебных разбирательствах, которые могли негативно сказаться на результатах его финансово-хозяйственной деятельности, существует риск возникновения качественно новых видов судебных процессов.

В качестве правового риска рассматривается также возможность неблагоприятных для Эмитента изменений в существующей судебной практике по вопросам, связанным с возможной квалификацией выгод, полученных Эмитентом в связи с безвозмездным пользованием нежилыми помещениями, в качестве экономической выгоды и, соответственно, внереализационного дохода Эмитента (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005. № 98)

Риски деятельности

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует Эмитент:

В настоящее время Эмитент не участвует в судебных процессах в качестве ответчика, в которых в случае удовлетворения иска существование Эмитента было бы поставлено под угрозу.

Эмитент является ответчиком в ряде арбитражных процессов. Однако, по мнению Эмитента, результаты этих процессов не окажут существенное влияние на финансовое положение Эмитента. Исключение составляет судебный процесс, проходящий в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по заявлению Эмитента об оспаривании Постановления УФАС по Санкт-Петербургу от 12.11.2008 № 10/8686 об административном правонарушении и назначении административного наказания (штраф в размере 42 832 588,00 рублей) за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ. В настоящее время Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрение дела назначено на 05.11.2009 (Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2009 решение и предписание УФАС от 01.09.2008 по делу № К10-223/08 признано незаконным. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 отменено решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2009. Постановлением ФАС СЗО от 12.08.2009 оставлено в силе решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2009).

Существует риск привлечения Эмитента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в силу неоднозначного толкования налогового законодательства РФ.

Руководство Эмитента полагает, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для доначисления налогов, начисления пени и наложения штрафов, и в случае необходимости планирует отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Риски, связанные с отсутствием возможности продлить действие лицензии эмитента на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы):

Условия получения новых лицензий для операторов связи и продление уже существующих определяются федеральным органом исполнительной власти, функции которого в настоящее время исполняет Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. За Министерством связи и массовых коммуникаций РФ закреплено право на определение способа выдачи лицензии на отдельные виды услуг и для отдельных территорий РФ - на конкурсных условиях или по итогам рассмотрения заявления оператора связи.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Условиями продления срока действия лицензий является осуществление лицензиатом своей деятельности без нарушений лицензионных требований, что устанавливается регулярными проверками уполномоченных надзорных органов. В случае осуществления деятельности, связанной с использованием ограниченного природного ресурса (радиочастотного спектра) возможно принятие решений Государственной комиссии по радиочастотам, устанавливающих ограничение на использование отдельных полос радиочастотного спектра либо на использование полос частот на конкурсной основе. Пересмотр планов распределения полос частот согласно Федеральному закон "О связи" производится не реже одного раза в десять лет.

Срок действия лицензий ОАО "СЗТ" на основную деятельность истекает в различное время в диапазоне 2010 - 2013 гг. и может быть продлен после подачи заявления в Роскомнадзор.

ОАО "СЗТ" не имеет гарантий в том, что по истечении срока действия лицензии будут продлены и не последует увеличения обязательств и/или уменьшения прав по условиям продленных лицензий, что будет связано с увеличением расходов и, возможно, ограничением в зоне предоставления услуг связи. Если Эмитент не сможет продлить действующие лицензии или получить обновленные лицензии на сопоставимых с текущими условиями, он будет вынужден сократить объем предоставляемых услуг, что повлечет снижение числа абонентов. В то же время, минимальный срок действия лицензий на право оказания услуг связи, имеющих наибольшую долю в структуре доходов Эмитента, составляет пять лет, что снижает риск неопределенности по продлению лицензий в среднесрочной перспективе.

Руководство Эмитента считает, что и в будущем имеющиеся лицензии будут продлены без дополнительных расходов в процессе обычной хозяйственной деятельности. Лицензионные условия, установленные в ранее выданных лицензиях, действуют в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам.

Риски, связанные с возможной ответственностью эмитента по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ эмитента:

Эмитент не выдавал поручительства по обязательствам третьих лиц.

Риски ответственности по долгам дочерних обществ незначительны, так как Эмитент не имеет права давать обязательные для дочерних обществ указания (такое право не предусмотрено ни уставами дочерних обществ, ни договорами с ними).

Риски, связанные с возможной потерей потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) эмитента: указанных потребителей нет.

Деятельность

Существующая ситуация на рынке Северо-Западного Федерального округа (СЗФО) характеризуется следующими факторами:

· Высокое проникновение сотовой связи приводит к замещению услуг фиксированной связи и сокращению количества абонентских линий. Происходит снижение темпов установок фиксированных телефонов. Наблюдается снижение объемов потребления местного, зонового трафика за счет перетока в сети сотовой связи. Операторы СПС применяют политику удержания абонентов за счет снижения тарифов на голосовой трафик и продвижения дополнительных сервисов.

· Рынок услуг местной телефонной связи стабилизировался, в основном динамика обеспечивается за счет роста тарифных доходов, характерны процессы миграции абонентов BtC в сотовые сети.

· Рынок услуг дальней и зоновой связи характеризуется регулярным снижением розничных тарифов, активную тарифную политику проводят операторы СПС. Наблюдается переток зонового трафика из фиксированных сетей в сети операторов СПС и переток мг/мн трафика в IP-сети.

· Наиболее динамично развивается рынок услуг доступа к сети Интернет по выделенным каналам и передачи данных (VPN), спрос превышает предложение. Операторы КТВ, Интернет-провайдеры и операторы СПС демонстрируют высокую активность на рынке доступа к сети Интернет с предоставлением дополнительных сервисов и разнообразного контента. Рост абонентской базы обеспечивается как новыми подключениями, так и замещением услуг коммутируемого доступа выделенным.

· Усиление процессов глобальной конвергенции услуг на базе сетей IMS, стирание границ между рынками связи, информационными технологиями и масс-медиа влечет расширение набора услуг, входящих в отрасль, обеспечивая динамичные темпы развития отрасли и обострение конкурентной борьбы за предоставление комплексных решений среди компаний, ранее не являвшихся прямыми конкурентами.

ОАО "СЗТ" учитывает следующие характерные тенденции изменения отрасли.

Тенденции изменения границ отрасли

Усиление процессов глобальной конвергенции услуг на базе сетей IMS, стирание границ между рынками связи, информационными технологиями и масс-медиа влечет расширение набора услуг, входящих в отрасль, обеспечивая динамичные темпы развития отрасли и обострение конкурентной борьбы за предоставление комплексных решений среди компаний, ранее не являвшихся прямыми конкурентами. Изменения будут обусловлены:

Изменением условий предоставления услуг телефонной связи:

· Введение десятизначной нумерации на сетях местной телефонной связи

· Внедрение решений на базе технологии Fixed-Mobile Convergence (FMC) на сетях местной телефонной связи.

Завершением процесса либерализации:

· Завершение процесса демонополизации рынка услуг дальней связи

· Демонополизация последней мили (LLU)

Изменением условий регулирования межоператорских отношений:

· Регулирование стоимости присоединения и пропуска трафика

Тенденции изменения структуры спроса

Основные ожидаемые изменения в структуре спроса:

· Увеличение спроса сегмента "Население" на комплексные услуги на базе Triple Play, интерактивные услуги и приложения

· Увеличение спроса сегмента "Организации" на получение комплексных и межрегиональных решений

· Увеличение спроса на услуги передачи данных и Интернет по сегменту "Оптовый рынок"

Тенденции изменения географии спроса

· Концентрация наибольших темпов прироста потребления новых услуг в крупных и средних городах (областных центрах), усиление конкуренции между операторами на этих рынках

· Постепенное насыщение рынка Интернет Санкт-Петербурга, смещение развития на региональные рынки

· Сокращение спроса на услуги связи в сельских регионах, регионах с низким уровнем жизни

· Наличие неудовлетворенного спроса на операторские услуги в северных регионах СЗФО и в Ленинградской области.

Характерные тенденции развития рынка

сегмент "Население":

· Рост проникновения услуг Интернет среди домохозяйств (с 32,5% в 2007 г. до 60,3% в 2014 г. прогноз ОАО "СЗТ");

· Повышение спроса на современные услуги увеличит количество домохозяйств, получающих комплекс услуг (телефония + Интернет+ТВ);

· Снижение объема потребления традиционных услуг фиксированной телефонии из-за перетока трафика в сети мобильных операторов;

· Динамичное развитие услуг Интернет приведет к увеличению доли перспективных услуг в структуре выручки от услуг связи;

· Замещение услуг коммутируемого доступа выделенным получит дальнейшее развитие, при этом выделенное подключение станет стандартом для массового рынка (B2C) и основой для набора типовых решений для корпоративного сегмента (B2B);

· Усиление процессов глобальной конвергенции услуг на базе сетей IMS, стирание границы между рынками связи, информационных технологий и масс-медиа, внедрение услуг для (B2C) на базе единого пакета (Triple Play) породят конкурентную борьбу за предоставление комплексных решений среди компаний, ранее не являвшимся прямыми конкурентами;

· Увеличение доли доходов от населения (B2C) в структуре выручки за счет активного продвижения услуг комплексных решений на базе Triple Play, предоставления интерактивных услуг и приложений, внедрения технологий Fixed-Mobile Convergence (FMC) позволит сохранить высокие темпы роста.

сегмент "Организации":

· Увеличение спроса на комплексные решения от одного оператора телефония, Интернет и передача данных;

· Рост потребности в высокоскоростных сервисах передачи данных;

· Рост потребности объединения удаленных офисов компаний и бизнес-партнеров в единую корпоративную сеть (VPN);

· Увеличение объемов потребления услуг мобильной связи;

· Наличие неудовлетворенного спроса на услуги телефонии в группе "малый и средний бизнес".

сегмент "Операторы":

· Обострение конкуренции на рынке сетевых ресурсов вследствие активного строительства операторами собственных сетей связи и, соответственно, снижение цен на аренду сетевой инфраструктуры;

· Объединение операторов связи в крупные холдинги, что позволяет значительно снижать затраты на предоставление услуг;

· Снижение спроса на услуги местного инициирования вызова (при активном развитии ШПД)

· Усиление рыночных позиций операторов СПС за счет предоставления услуг Интернет и снижения тарифов на междугородные/международные и внутризоновые соединения.

Общая оценка результатов деятельности ОАО "СЗТ".

Эмитент предоставляет услуги местной и внутризоновой телефонной связи; доступа к сети Интернет; услуги сети передачи данных; услуги телематических служб; услуги интеллектуальной сети связи и услуги цифровой сети связи ISDN; услуги МСС; услуги по предоставлению в аренду физических каналов и трактов связи; информационно-справочные услуги. Кроме того, ОАО "СЗТ" выступает в качестве базового оператора, инфраструктура сети которого используется всеми альтернативными операторами, в том числе операторами мобильной связи.

Динамика доли рынка Эмитента, определяемой согласно Методике определения доли ОАО "СЗТ" на региональных рынках телекоммуникационных услуг СЗФО, приведена в таблице.

2 кв.2008 3 кв. 2008 4 кв. 2008 1 кв. 2009 2 кв.2009

3 кв. 2009 (оценка)

местная связь 72,77% 72,80% 73,15% 73,08% 74,63% 75,09%
коммутируемый доступ 62,14% 61,04% 62,29% 64,50% 64,57% 63,30%
выделенный доступ 34,28% 37,06% 41,33% 43,09% 44,26% 45,69%
передача данных 32,09% 32,15% 33,97% 30,72% 29,18% 29,35%
услуги присоединения и пропуска трафика 17,73% 16,54% 16,76% 15,37% 13,64% 13,35%
Доля ОАО "СЗТ" на рынке фиксированной связи 34,40% 33,87% 34,54% 38,35% 38,01% 37,87%
Доля ОАО "СЗТ" на телекоммуникационном рынке 17,61% 17,05% 17,38% 19,39% 19,15% 19,21%

Условия

Рыночным фактором, оказывающим влияние на эмитента и формирующим условия поведения на рынке Эмитента является конкуренция.

В настоящий момент происходит как дополнение проводного телефонного аппарата услугами мобильной связи, так и наметилась тенденция замещения фиксированной связи сотовой. Внедрение системы повременного учета разговоров с возможностью выбора тарифного плана, реализованное в начале 2007 г., обострило конкуренцию, заставив абонентов задуматься о необходимости фиксированного телефона. Это может повлечь за собой увеличение количества снятий телефонных аппаратов и как результат, сокращение абонентской базы.

Для минимизации риска сокращения абонентской базы при введении системы повременного учета разговоров Эмитент принял решение не вводить максимальный тариф, утвержденный Федеральной Службой по тарифам как предельный, установив пониженный тариф с целью удержания абонентов на безлимитном тарифном плане, который наиболее выгоден для Эмитента. Распределение абонентской базы по тарифным планам стабилизировалось к концу 2007 г. Только с 1 сентября 2008 года Эмитент увеличил до предельного тариф на безлимитном тарифном плане для физических лиц. Это позволило увеличить доходы Эмитента в 2008 году на 161 млн руб. Кроме того, в соответствии с приказом ФСТ РФ от 28.11.2008 № 299-с/4, с 01.03.2009 Эмитент увеличил тарифы на услуги местной телефонной связи. Средневзвешенный индекс изменения тарифов по всем тарифным планам составил в среднем по Обществу 5,9%. Данное изменение позволит Эмитенту получить в 2009 году 526 млн руб. дополнительных доходов (дополнительные доходы за 7 месяцев 2009 составили 350 млн руб.).

Также существует незначительная конкуренция со стороны альтернативных операторов в части телефонизации новостроек. Альтернативные операторы привлекают абонентов оперативностью решения вопросов и возможностью единовременного комплексного предоставления услуг.

Преимущества ОАО "СЗТ" - развитая собственная инфраструктура, позволяющая телефонизировать помещение в любой точке города с последующим предоставлением полного перечня современных телекоммуникационных услуг.

Услуги доступа к сети Интернет являются одним из динамично развивающихся направлений деятельности.

Доступ в сеть Интернет по технологии коммутируемого доступа является услугой, по которой компания имеет явное конкурентное преимущество как оператор с развитой собственной инфраструктурой. Степень присутствия ОАО "СЗТ" на рынке предоставления услуг коммутируемого доступа является лидирующей. Существенным преимуществом ОАО "СЗТ" является возможность предоставления в кредит услуг коммутируемого доступа к сети Интернет под торговой маркой "Аванс" любому абоненту, имеющему телефон от ОАО "СЗТ" без дополнительной активации абонентом данной услуги (возможность пользоваться ей прописана по умолчанию). В связи с тенденцией перетока абонентов коммутируемого доступа к сети Интернет на выделенный доступ, рынок услуг коммутируемого доступа "схлопывается", операторы-конкуренты прекращают деятельность на этом рынке. Замедление деятельности Эмитента, в силу лидирующей позиции, происходит более медленными темпами.

На рынке широкополосного доступа для физических лиц в настоящее время активно развиваются альтернативные операторы и домовые сети, в частности по Санкт-Петербургу Z-Telecom (Интерзет, 114 тыс. абонентов), ТКТ (Твой Интернет, 165 тыс. абонентов), Вымпелком (Билайн 112 тыс. абонентов). Кроме того, операторы сотовой связи серьезно намерены продвигать услуги мобильного Интернета.

Помимо этого стоит отметить, что в будущих периодах возможно влияние на деятельность Эмитента интегрированных операторов. Например, оператор сотовой связи ОАО "Вымпелком" усилил свои позиции слиянием с Голден Телекомом, и уже сейчас под единым брендом "Билайн Бизнес" предоставляет клиентам полный комплекс услуг связи: от фиксированных до мобильных.

Преимуществом ОАО "СЗТ" является наличие собственных сетей, обеспечивающее практически 100% охват абонентов технической возможностью предоставления услуг связи. Внедряется сеть PON, позволяющая предоставлять не только услуги выделенного доступа на более высоких скоростях, чем существующая инфраструктура по технологии ADSL, но и широкий комплекс современных услуг связи.

Основная стратегия ОАО "СЗТ", направленная на нивелирование факторов

Стратегия ОАО "СЗТ" по удержанию и увеличению долей на перечисленных рынках заключается в:

· проведении политики качественного изменения бизнес-процессов продаж и обслуживания с применением философии клиентоориентированности;

· повышении эффективности работы с крупными корпоративными клиентами за счет введения института Project Manager, отвечающих за подготовку и реализацию технических решений;

· формирования нишевых продуктов, удовлетворяющих основным потребностям каждого из сегментов;

· продвижение комплексных решений .

Способы, применяемые ОАО "СЗТ", и способы, которые Эмитент планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента.

Планируется использовать основные конкурентные преимущества Эмитента.

Основными направлениями деятельности Эмитента по развитию конкурентных преимуществ являются:

· организация стратегической защиты своих сетей, как от несанкционированного завершения вызова, так и несанкционированной инициации вызова;

· эффективное использование и развитие сетевых и инфраструктурных ресурсов;

· повышение организационной эффективности;

· радикальное повышение роли маркетинга и продаж в принятии решений;

· формирование и предоставление пакетов интегрированных услуг с экономией средств клиентов;

· изменение принципов работы в сегменте "корпоративные клиенты" на основе партнерских долговременных взаимоотношений с организацией активной модели "прямых" продаж.

Существенные события/факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения ОАО "СЗТ" в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами полученными за последний отчетный период, а также вероятность наступления таких событий (возникновения факторов).

Возможные факторы и степень их вероятности:

Снижение стоимости голосовых услуг операторами сотовой связи.

Вероятность данного шага со стороны мобильных операторов оценивается как не высокая, так как доходы от голосового трафика в сотовых сетях занимают значительную часть в структуре выручки, снижение которых на данном этапе не может быть компенсировано доходами от других услуг.

Описываются существенные события/факторы, которые могут улучшить результаты деятельности ОАО "СЗТ", и вероятность их наступления, а также продолжительность их действия.

· Развитие группы перспективных услуг на базе услуг широкополосной передачи данных;

· Удержание не менее 48% абонентов услуг местной связи на "безлимитном" тарифном плане;

· Предложение услуг в пакете.

Вероятность наступления положительных факторов оценивается Эмитентом как высокая, продолжительность их действия зависит от общего экономического развития Российской Федерации и регулирования телекоммуникационной сферы.

Конкуренты

Анализ конкурентной среды

Основные конкуренты ОАО "СЗТ":

· Группа 1 федеральные операторы сотовой связи (Мегафон, МТС, Вымпелком)

· Группа 2 федеральные и региональные операторы фиксированной связи (Вымпелком, Транстелеком, Петерстар)

· Группа 3 местные (локальные) операторы (домовые сети, ведомственные операторы)

Динамика развития конкурентов:

· Операторы сотовой подвижной связи - Мегафон, МТС, Вымпелком со среднегодовым ростом доходов 107% при постепенном снижении доходности до 104% в 2013 г.

· Операторы домовых сетей, операторы кабельного телевидения - характеризуются нарастающей динамикой развития среднегодовой темп роста 146%, с пиком развития в 2008 2009 г.

· Альтернативные операторы связи. Темпы развития соответствуют развитию услуг, на которых специализируется оператор (Интернет, операторские отношения)

Вероятные изменения политики ведения бизнеса:

· Маркетинговые: Создание сотовыми операторами сетей фиксированной связи, предложение выгодных тарифных планов, предоставление альтернативными операторами услуг Triple Play, создание альянсов мелких операторов

· Технологические: Переход всех сервисов на уровень IP, развитие Wi Fi, конвергенция сетей

· Регуляторные: ужесточение контроля контента домовых сетей, протест против регулирования операторов СПС

Вероятные шаги конкурентов

· Выход на региональные рынки, активизация деятельности в областных и районных центрах регионов

· Активное продвижение услуг в высокодоходных сегментах и захват крупных клиентов Эмитента

· Поглощение развитых компаний на региональных рынках и конкуренция по всей географии действия Эмитента

· Снижение цен конкурентов на зоновое завершение/ инициирование вызова

Слабые стороны ОАО "СЗТ"

· Вывод Компанией новых продуктов на рынок осуществляется медленнее, чем конкурентами

· Уровень сервиса конкурентов существенно выше

· Уровень лояльности клиентов ниже, чем у конкурентов

· Нет существенных отличий в технологическом оборудовании, однако у Компании значительная доля аналогового оборудования на ТФОП.

Основные факторы, создающие конкурентное преимущество ОАО "СЗТ"

Население:

· комплекс современных услуг

· привлекательные тарифы

· высокий уровень сервиса

· техническая доступность услуг

· предоставление услуг в пакете

· оказание услуг в кредит (расчеты по факту оказанных услуг в конце месяца)

· известность торговых марок

Организации:

· высокий уровень сервиса

· привлекательные тарифы

· предоставление комплекса услуг от одного оператора

· наличие нишевых продуктовых предложений

Операторы

· наличие собственной развитой инфраструктуры сети с возможностью резервирования

· наличие широкого перечня сетевых ресурсов и услуг

Наиболее острую конкуренцию Эмитенту составляют:

· Универсальные операторы в корпоративном сегменте пользователей, в первую очередь в Санкт-Петербурге, областных и республиканских центрах.

· Операторы, предоставляющие услуги доступа в сеть Интернет и голосовые услуги по сетям передачи данных.

Успешные действия конкурентов, в основном, характеризуются созданием товарной ценности с отличительными свойствами для определенных потребительских сегментов.