Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли пароль | Регистрация

Корпорация Трансстрой

Описание рынка и риски

Рынок

Корпорация "Трансстрой" – одна из крупнейших в стране строительных компаний, обеспечивающая реализацию самых сложных строительных проектов транспортной инфраструктуры. Освоенными рынками деятельности Корпорации "Трансстрой" являются город Москва, Московская область, страны СНГ – Украина, Казахстан и страны дальнего зарубежья – Турция, Индия. В 2009 году продолжалась работа по поиску зарубежных объектов и участию в тендерах на продолжение работ по строительству окружной автодороги в г. Хайдерабад (Индия), проектирование и строительство скоростного трамвая в г. Кония (Турция), строительство железной дороги Еркей – Йогозат – Сивас (Турция).

Инвестиционные риски

Деятельность Корпорации "Трансстрой", как на внутреннем, так и на внешнем подрядных рынках постоянно подвергается воздействию различных рисков, что приводит к определенным потерям. Под риском понимается возможность (опасность) наступления неблагоприятных событий и их последствий, угрожающих Корпорации "Трансстрой" потерей репутации, материальных и финансовых ресурсов, реальных и потенциальных контрагентов и увеличением обязательств. Владельцы ценных бумаг Корпорации "Трансстрой" могут быть подвергнуты ряду рисков, среди которых наиболее существенное влияние могут оказать следующие факторы: экономические, социальные, технические, экологические. Следует отметить, что полностью избежать рисков невозможно, а управление ими сопряжено со значительными дополнительными расходами. Таким образом, задача заключается в снижении рисков до разумных пределов, т.е. переводе рисков из неприемлемых форм в приемлемые.

Отраслевые риски

Состояние дел в строительной отрасли напрямую зависит от состояния экономики страны в целом. Корпорация "Трансстрой", его дочерние и зависимые организации, подрядчики и субподрядчики при заключении договоров (контрактов) на выполнение строительных работ, определяют стоимость работ по действующим рыночным ценам. Однако цены на ресурсы колеблются и зависят как от спроса и предложения на профильном, так и на смежных рынках. Возникают риски невозможности предвидеть динамику изменения цен на используемые в строительстве ресурсы. В большей степени это касается цен на материалы, изделия, конструкции, транспортные расходы, а также затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов. В меньшей степени – затрат на оплату труда рабочих, инженерно-технического и административно-хозяйственного персонала. Данную проблему ещё более усложняет такая особенность транспортного строительства, как достаточно длительные сроки выполнения работ по контракту. Как правило, срок строительства транспортных объектов составляет 2-3 года и практически никогда не бывает менее 1 года. Поэтому для максимального снижения указанных выше рисков необходим тщательный и регулярный сбор и анализ информации о состоянии и динамике рынка строительных материалов, изделий и конструкций, строительных машин и механизмов, а также рынка труда. Существенное значение имеют и риски конкурентной среды. Строительная отрасль отличается высокой конкуренцией, в том числе недобросовестной. Существенным риском является также риск превышения стоимости субподрядных работ (из-за увеличения стоимости ресурсов или объемов работ), так как договорная стоимость работ Корпорации "Трансстрой" (которая часто является твердой), определяется по прогнозным индексам инфляции, которые обычно ниже фактических индексов. Увеличение количества фирм, компаний, использующих дешевую рабочую силу эмигрантов из стран СНГ, а также множество мелких компаний, прибегающих к различным способам уклонения от налогов и тем самым имеющих возможность предлагать демпинговые цены при участии в тендерах на право строительства объекта, является одной из причин отраслевых рисков. Корпорации с одной стороны для повышения конкурентоспособности необходимо постоянно наращивать производственные мощности для выполнения работ собственными силами, чтобы в полной мере соответствовать условиям подрядных торгов, а с другой стороны, и это особенно заметно в 2009 году, существенно возрастает риск недозагрузки производственных мощностей из-за серьезного уменьшения финансирования инфраструктурного строительства из бюджетов всех уровней, в том числе в г. Москве. К этим же видам риска можно отнести предпринимательский риск из-за несовершенства взаимоотношений участников подрядного рынка. Сейчас Корпорация "Трансстрой" должным образом не защищена от риска взыскания субподрядчиками задолженностей за выполненные ими работы и применения санкций за несвоевременную оплату выполненных работ в арбитражном порядке, несмотря на то, что причинами возникновения этих рисков зачастую являются неплатежи заказчиков по генподрядному договору. В то же время вероятность взыскания задолженностей и применения санкций к заказчикам со стороны Корпорации незначительна, так как часто в роли заказчиков выступают структуры, выполняющие чисто технические функции и не имеющие достаточных собственных активов, сопоставимых с размерами задолженностей. Эта же ситуация провоцирует кредитные риски в виде опасности неуплаты долгов субподрядчиками, по которым Корпорация выдала соответствующие поручительства. Существует риск упущенной выгоды, выражающийся в недополучении прибыли в результате остановки строительства объектов или замены исполнителя работ в процессе строительства. Определенным фактором риска является то, что налоговая политика государства не носит долгосрочный, стратегический характер, что существенно ослабляет экономическую и правовую защищенность инвесторов в РФ. Оценивая перспективы отрасли, можно сказать, что в целом это растущий сегмент экономики. В то же время он очень сильно зависит от публичного финансирования, и это, в свою очередь повышает риски. Основными действиями для снижения отраслевых рисков и повышения конкурентоспособности могут являться: - расширение географии деятельности общества; - увеличение количества заказчиков; - внедрение новых современных технологий с целью снижения затрат на строительство объектов и повышения их потребительских качеств.

Региональные риски

Риски, связанные с текущим состоянием российской экономики в целом Расширение экономического кризиса, уменьшение инвестиционных затрат в бюджетах всех уровней увеличивает риски снижения или прекращения финансирования по заключенным контрактам, а также возникает риск отрицательных финансовых результатов из-за возможного простоя производственных мощностей и уменьшения выручки, в связи с увеличением конкуренции и потенциальным уменьшением стоимости строительно-монтажных работ. Валютные риски При работе в зарубежных странах, а также в расчетах с иностранными партнерами за оказанные услуги, выполненные работы, приобретаемую технику и оборудование и т.д. возникают риски, обусловленные политикой Правительства России и Центробанка в отношении обменных курсов валют, ограничений на ввоз и вывоз капитала, порядка осуществления расчетов и прочего механизма внешнеэкономического регулирования. Региональные риски При работе в отдаленных регионах России возникают дополнительные риски, связанные с взаимоотношениями с региональными властями, надежностью и достаточной мощностью местных субподрядных организаций, транспортировкой отсутствующего на местах дорогостоящего специального оборудования, необходимостью привлечения незнакомых местных кадров, сложностями управления удаленной стройкой в целом. Страновые риски во внешнеэкономической деятельности Корпорация "Трансстрой" в последние годы начала осваивать объекты за рубежом. Выход на неизвестные рынки сопряжен с применением методов как ценовой, так и неценовой конкуренции. Следствием последней может стать "недобор" выручки на различных объектах по сравнению с аналогичными в России. Принимая решения о строительстве в странах ближнего и дальнего зарубежья необходимо предварительно тщательно изучать местные рынки и условия деятельности на них зарубежных компаний, учитывать особенности в сферах налогообложения, финансового, таможенного, хозяйственного и трудового законодательства. При работе на незнакомых рынках в условиях недостаточной информированности особенно возрастает управленческий риск, т.е. принятие и реализация неверных управленческих решений. В особой мере этому риску была подвержена внешнеэкономическая деятельность Корпорации "Трансстрой", когда при принятии управленческих решений не проводился независимый мониторинг при выборе субподрядчиков.

Финансовые риски

Финансовые риски связаны со структурой капитала Корпорации "Трансстрой" и его способностью выполнять обязательства перед различными кредиторами. Финансовый риск является одной из наиболее сложных категорий, которой присущи следующие характеристики: экономическая природа, объективность проявления, вероятность реализации, неопределенность последствий, вариабельность уровня, субъективность оценки. Рассмотрим основные финансовые риски Корпорации "Трансстрой": - процентный риск связан с вариабельностью рыночных ставок и имеет влияние на стоимость собственного и заемного капитала, для Корпорации "Трансстрой" указанный риск существенен; - риск ликвидности характеризует способность своевременного и в полном объеме выполнения текущих обязательств, ликвидность Корпорации "Трансстрой" поддерживается на достаточно высоком уровне (коэффициент текущей ликвидности равен 1,02) по этой причине риск ликвидности находится на достаточно низком уровне; - риск платежеспособности характеризует возможность выполнения своих обязательств перед кредиторами и инвесторами, этот вид риска связан в основном с долговым финансированием, поскольку обыкновенные акции Корпорации "Трансстрой" не содержат обещаний по выплате каких-либо доходов, уровень этого риска можно считать средним; - инвестиционный риск - характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия, в том числе по причине инфляции; в соответствии с решениями общих собраний акционеров Корпорации "Трансстрой" участвует в уставных капиталах различных хозяйственных обществ при этом в ряде случаев инвестиции не приносят планируемых доходов, по этой причине уровень инвестиционного риска сохраняется на достаточно высоком уровне; - депозитный риск отражает возможность потери депозитных вкладов, данный риск можно считать незначительным; - кредитный риск отражает вероятность несвоевременного расчета за выполненные работы, данный риск достаточно высок с учетом того, что основная масса работ (около 67 %) выполняется Корпорацией "Трансстрой" по контрактам, финансируемым из внебюджетных источников; - налоговый риск характеризует вероятность введения новых видов налогов и сборов на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности, увеличения уровня ставок действующих налогов и сборов, изменения сроков и условий осуществления отдельных налоговых платежей, уровень указанного риска можно считать низким; - риск выполнения обязательств Корпорации "Трансстрой" по выданным исходя из производственной или экономической необходимости гарантиям и поручительствам за третьих лиц, уровень указанного риска можно считать высоким. В целях снижения рисков в деятельности Корпорации "Трансстрой" необходимо создание финансового механизма управления рисками, как на тактическом, так и на стратегическом уровне. Основными задачами риск-менеджмента должны стать: - выработка корпоративной культуры управления рисками; - формирование достаточной и надежной информационно-аналитической базы для принятия решений; - планирование управления рисками, выявление рисков, анализ и оценка рисков; - разработка программ рисков инвестиционной деятельности;- обеспечение страхования подрядных работ; - постоянный мониторинг деятельности конкурентов, их методов управления и ведения ими конкурентной борьбы; - переадресация рисков контрагентам (получение от них "зеркальных" контргарантий); - совершенствование внутрифирменного бюджетирования; - максимальная загрузка мощности дочерних подрядных организаций;- создание новых собственных производственных мощностей.

Правовые риски

Деятельность Корпорации "Трансстрой" подвержена множеству правовых рисков. Факторы правовых рисков, связанных с деятельностью Корпорации "Трансстрой", по локализации делятся на две большие группы: внешние и внутренние. Внешние факторы правовых рисков существуют самостоятельно, т.е. вне зависимости от возможностей самой Корпорации "Трансстрой". К данной категории факторов правовых рисков относятся форс-мажорные (т.е. чрезвычайные) обстоятельства, злоумышленные действия третьих лиц в форме противоправных посягательств на имущественные и иные защищаемые законом права и интересы Корпорации, изменение действующих или принятие новых правовых актов, административные действия в виде запрета на платежи за границу или введения эмбарго и др. Внутренние факторы правовых рисков – это факторы, порождаемые непосредственной деятельностью Корпорации "Трансстрой" и в значительной степени находящиеся в зависимости от профессионального уровня менеджмента. К данной категории факторов правовых рисков следует отнести риск признания сделки недействительной, риск ненадлежащего исполнения заключенной сделки, например, получения продукции ненадлежащего качества или с опозданием, риск потерь по внутренним злоупотреблениям, риск утраты позиций на рынке и т.п. Описание в настоящем отчете правовых рисков, связанных с деятельностью Корпорации "Трансстрой", производится отдельно для внутреннего и внешнего рынков. На внутреннем рынке правовые риски во многом обусловлены влиянием таких факторов, как состояние законодательства и его динамика. Постоянное изменение нормативно-правовой базы, противоречия норм законодательства и их неоднозначное толкование затрудняют ведение предпринимательской деятельности, могут повлечь за собой увеличение издержек и стать препятствием в развитии Корпорации "Трансстрой". В частности, в случае разработки неблагоприятных законопроектов, стоимость акций Корпорации "Трансстрой" и дивиденды по ним могут быть ниже справедливой оценки. К правовым рискам Корпорации "Трансстрой" на внутреннем рынке следует отнести: Иные риски, в т.ч. связанные с: - предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации в статье 302 возможностью истребования имущества (в т.ч. и акций эмитента) от добросовестного приобретателя собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, если это имущество было ими утеряно, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли; - изменением правил таможенного контроля и пошлин, которые могут повлечь за собой увеличение связанных с таможенными процедурами издержек вследствие повышения размера действующих или введения новых таможенных пошлин, изменения порядка осуществления таможенных процедур, введение экспортно-импортных ограничений во внешнеэкономической деятельности и т.п.; - изменением требований по лицензированию основной деятельности Корпорации "Трансстрой", влекущих ужесточение условий для получения лицензий или приостановления либо досрочного прекращения действия лицензий; - применением мер административного воздействия, например, предъявление требований со стороны налоговых органов об уплате недоимки, пени или штрафов в связи с возможным несоблюдением норм налогового законодательства; - изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Корпорации "Трансстрой" (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах ее деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых участвует Корпорация "Трансстрой". Необходимо принимать во внимание, что очень часто постановления, указания и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации заполняют пробелы законодательства и его неясные формулировки. К правовым рискам Корпорации "Трансстрой" на внешнем рынке относятся:• Риски, связанные с неблагоприятным изменением налогового и иного законодательства в странах, в которых Корпорация "Трансстрой" осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность или с организациями которых осуществляет договорные отношения;• Риски, связанные с применением мер административного воздействия со стороны государственных органов иностранного государства, которые могут быть вызваны в т.ч. и политическими, экономическими либо иными причинами, не зависящими от деятельности Корпорации "Трансстрой"; • Риски, связанные с возможными судебными процедурами, на увеличение опасности которых могут оказать заметное влияние вероятное определенное предвзятое отношение судебного органа к Корпорации как к иностранной организации, проблемы с особенностями иностранного законодательства и его применения, и т.п. Надлежащему правовому обеспечению деятельности и минимизации правовых рисков способствует осуществление мониторинга нормативных актов, регулирующих деятельность Корпорации "Трансстрой".

Риски деятельности

Корпорация "Трансстрой", имеющая в собственности значительное количество пакетов акций (долей) в уставном капитале предприятий различного профиля, в значительной степени подвержена инвестиционному риску.Размеры этих пакетов колеблются от ста до нескольких процентов и целесообразность их приобретения или создания новых дочерних обществ обосновывалась производственной или экономической необходимостью. Вместе с тем сохраняется положение, при котором значительных доходов эти инвестиции ОАО Корпорация "Трансстрой" не приносят, а реинвестирование полученной прибыли в свое развитие отдельными дочерними обществами незначительно в связи с направлением прибыли на возмещение текущих затрат, или не производится в связи с убыточной деятельностью. Однако инвестиционный риск неизбежен, так как Корпорация "Трансстрой", инвестируя свои средства в приобретение акций (долей) других предприятий и отказываясь от определенной части материальных благ сегодня, обоснованно надеется укрепить свое влияние и благополучие в будущем.

Деятельность

Корпорация "Трансстрой" - одно из крупных акционерных обществ в строительном комплексе России, преемник Министерства транспортного строительства. Корпорация обеспечивает сооружение транспортных коммуникаций по всей территории страны, а также за ее пределами. Транспортное строительство является одной из базовых отраслей, создающих условия для развития экономики страны в целом. Вместе с тем, переход к рынку сопровождавшийся резким ослаблением экономической активности государства – единственного в прошлом инвестора в инфраструктуру, коренным образом изменил ситуацию в отрасли, потребовал пересмотра критериев, оценок и фундаментальных принципов деятельности. В этих сложнейших условиях Корпорация "Трансстрой" пытается сохранить знания и опыт, накопленные десятилетиями масштабных строек на огромной территории с различными климатическими зонами и геологической структурой.В настоящее время Корпорация "Трансстрой" является одним из лидеров транспортного строительства, располагает организационной структурой, техникой, технологиями и специалистами, позволяющими успешно решать задачи любой сложности по строительству автомобильных дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, аэропортов и другим специальным видам работ. В 2009 году Корпорация "Трансстрой" успешно осуществляла строительство в городе Москве. Сданы в эксплуатацию "Аэровокзальный комплекс Внуково-2", предназначенный для первых лиц государства, "Командно-диспетчерский пункт" в аэропорту Внуково. Усиленными темпами ведется строительство "Аэровокзального комплекса Внуково-1", "Эстакады на привокзальной площади аэропорта Внуково" и паркинга на 3600 машиномест на участке 4-го транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Одновременно Корпорация "Трансстрой" осуществляет строительство мостового перехода через реку Любовка в Тульской области, и приступило к работам на объектах в городе Сочи: 1-ой очереди дублера Курортного проспекта и комплекса работ по берегоукреплению грузового района порта.Однако в практике Корпорации "Трансстрой" наблюдаются и серьезные проблемы. Главная из них – традиционная в условиях общего экономического кризиса – нестабильность загрузки. Уровень инвестиций в развитие транспортной сети по-прежнему остается недостаточным. По этой причине разработка проектов сооружений, прохождение экспертизы, утверждение проектно-сметной документации на большинстве объектов запаздывает, и строительство приходится вести по директивным графикам без полного комплекта документации, что крайне затрудняет работу и снижает эффективность строительства.Все это в значительной степени затрудняет выполнение работ и подготовку объектов к сдаче в эксплуатацию в установленные сроки.Основой подрядной деятельности Корпорации "Трансстрой" остается управление проектами, вместе с тем высокими темпами наращиваются собственные производственные мощности. В настоящее время наступил момент, когда вновь остро встает задача повышения технического уровня транспортного строительства, так как именно технический уровень наших организаций является залогом их конкурентоспособности.Конкурсная и аукционная система распределения заказов, требуют постоянной работы по снижению стоимости строительства. В основе этой работы – применение наиболее эффективных технологий, совершенной техники, эффективной организации труда.

Условия

Особенностью транспортной инфраструктуры является ее высокая стоимость и большое количество не связанных между собой пользователей. Поэтому в качестве заказчика и покупателя этого товара может выступать преимущественно государство как субъект общественных интересов.К сожалению, необходимый объем транспортного строительства государственным финансированием не обеспечивается. Кроме этого, в связи с экономическим кризисом происходят серьезные сокращения финансирования практически по всем строящимся объектам транспортной инфраструктуры г. Москвы. Это приводит к недозагрузке производственных мощностей Корпорации в 2009 году и необходимости поиска заказов в других регионах. Большие надежды, возлагаемые на механизм государственно-частного партнерства, по всей видимости, не оправдаются, пока до конца не определены "правила игры" в виде законодательной базы и механизма ее применения.Среди важнейших факторов, сдерживающих развитие отрасли, следует назвать не столько количественный недостаток инвестиций в транспортное строительство, сколько их нестабильность с точки зрения отдельного предприятия. Частный капитал не может вкладываться в приобретение дорогостоящих основных средств, не имея уверенности в возможности их загрузки на срок, сопоставимый с периодом амортизации. На эффективности работ в транспортном строительстве сказывается также некорректность заказчиков (часто самого государства) в оплате выполненных работ. К значимым современным факторам следует отнести также рост конкурентной борьбы и ожидаемое активное включение в нее зарубежных строительных компаний, обладающих не только хорошей технической оснащенностью и большим опытом рыночного менеджмента, но и доступом к дешевым финансовым ресурсам.В этих условиях текущими задачами Корпорации "Трансстрой" являются продолжение начатого совершенствования структуры и методов управления, повышающего экономическую эффективность работы и создающего условия для привлечения крупных финансовых ресурсов в реализуемые проекты. Приоритетное развитие должны получить такие важнейшие направления современного менеджмента как стратегическое планирование, маркетинг в части изучения рынка и мониторинга формирования строительных заказов, управление проектами и соответствующие информационные технологии. Следует дальше развивать и максимально использовать конкурентные преимущества Корпорации "Трансстрой" как участника межрегионального холдинга, обеспечивающего выполнение разнообразных строительных работ и решение сопутствующих им задач финансирования, страхования, материально-технического снабжения и т.д. В производственной области необходимо сохранить техническое и технологическое лидерство Корпорации "Трансстрой", обратив особое внимание на развитие проектной работы - первоосновы строительства.

Конкуренты

Основными конкурентами Корпорации "Трансстрой" можно считать строительные и дорожно-эксплуатационные организации: ООО "Мост", ОАО "Центродорстрой", ОАО "Мостоотряд-19", ОАО "ДСК "Автобан", ОАО "Мостоотряд-10", ОАО "Волгомост", ООО "ИФСК АРКС", ООО "НПО "Космос", ОАО "Гордорстрой", ОАО "Мосинжстрой", ОАО "Мостотрест", ОАО "Дормост", ЗАО "Ингеоком", ОАО "ГСК" и другие.